Чехов и спирт

Арыкъ: литературный дневник

Начну с цитаты из повести Олега Зайончковского «Люда»:


«Девушка, задержав дыхание, поднесла стакан ко рту, зажмурилась… и выпила. Морозова тут же сунула ей в рот головку зеленого лука, которой Люда принялась отчаянно хрустеть.


– Молодец, Люська! – похвалила Крюкова. – Видишь, прижилось? А ты боялась…


Моргая заслезившимися глазами, Люда улыбнулась.


И вправду, не так страшен черт! Гадко пахнущий, отвратительный на вкус технический спирт “приживался” на свежем воздухе да под неприхотливую закусь лучше, чем можно было предположить. Опустошив бутылку, ее наполнили заново, разведя, кажется, еще крепче, чем в первый раз. Крюкова вообще потребовала себе “невоженого”, но Трушин показал ей кукиш:


– Напьешься – где тебя потом искать?


Но они и так напились – разведенным. Дело в том – это не все знают, – что спирт действует на человеческий организм не сразу по принятии внутрь, а спустя около получаса. Опьянение откладывается и поражает внезапно, подобно удару грома, или, как еще говорят, “ударяет по шарам”. Так оно случилось и на этот раз».


И вот, пришел к выводу, что у прозы Чехова тот же самый эффект. Прочитав ту или иную его вещь, думаешь: ну, и что здесь такого? С чего все так прутся? А потом накрывает кумулятивным.




Другие статьи в литературном дневнике: