Любовь

Адам Фримен: литературный дневник

Вместо затёртого и столь неопределённого термина любовь, мне всё чаще хочется употреблять именно нежность. Потому что она материальна и лежит в области непосредственного восприятия, в то время как любовь мы можем ощущать лишь на уровне идеи. Как и смерть, до тех пор пока мы не умерли, является для нас лишь концептом, так и любовь на протяжении всей жизни является не более чем описательным термином для всей палитры эмоций и чувств, выражающих привязанность к человеку. В существовании нежности мы не можем по крайней мере усомниться, она есть и вопросов тут никаких возникнуть не может, поскольку в любой момент мы можем это констатировать, и это рационально. Любовь же, напротив, как идея, имеет множество существенных минусов, первым из которых является её намеренная сублимация из чисто эфемерного понятия в осязаемый эмоциональный, психический мир человека. Вторым несомненным минусом является её нарочито и излишне идеализированная типология. Все мы смотрим фильмы, слушаем глупенькие песни, читаем романтическую литературу. Интерес к этой теме, подогреваемый психической конституцией человека, оказался в состоянии за небольшой период истории, в который возникли и получили развитие искусства и философская мысль, свести духовную жизнь человека к весьма далёким от действительности представлениям. Философская, религиозная мысль и романтическая литература сделали для создания этого фантома куда больше, чем средневековая инквизиция для укрепления христианского догматизма в умах европейцев. К сожалению, этот призрак, как не трудно нам убедиться, оказался весьма живуч в абсолютно любой среде
человечества: интеллектуалы, богословы, творческие личности (а уж они тем более), - любой недалёкий человек воспринимает любовь как далёкую, благородную (подчас недостижимую) цель едва ли не всей жизни. Нам указан маяк во тьме, по стезе спасения к которому мы и движемся, а счастье наше напрямую зависимо от этого.Что тоже характерно, так это тот феномен, исчерпывающее описание которого можно встретить в Постороннем А.Камю. Это отношение Мерсо к своей "возлюбленной". Всякий раз, когда она спрашивает о его чувствах к ней, он никогда не отвечает расхожим "я люблю тебя", но было бы неверно говорить, что за таким поведением скрыто безразличие. Поскольку весьма идеализированное представление о "любви", а соответственно и неадекватно завышенные претензии к её испытывающим, на самом деле трудно достижимы (я даже нахожу нежелательным такое достижение), то стало доброй традицией приукрашивать свои чувства. Эта нарочитая гиперболизация (признаки её нам всем известны) однако стала осознаваться как нечто имманентное самому этому чувству. Особенности человеческой психики позволяют нам подпадать под влияние собственных убеждений, пусть даже они и не имеют отношения к реальному положению вещей. Человек может заставить себя поверить в то, что испытываемое им чувство есть идеальная любовь, так же легко, как поверить в то, что есть нечто безусловно зелёное, пусть даже объективно оно синее. Многочисленные эксперименты лишь подтверждают это. Однако некоторые соответствующие практические выводы, которые можно было бы вывести из них, не делаются. В особенности это касается эмоциональной и интеллектуальной жизни человека, в которых роль убеждения не стоит недооценивать. Итак, то, что отличает Мерсо (вернёмся к Камю) от его окружения, это неспособность (или нежелание) приукрашивать. Казалось бы такая малость, но стоит нам убрать этот элемент, и от всего этого раздутого мифа о безоговорчной слепой любви не останется ничего, кроме лишь соответствующего биологически обусловленного базиса. При таких условиях сама собой отпадает необходимость в использовании чуждых терминов. Мерсо признаёт, что есть нечто, что связывает его с его "возлюбленной", но он остерегается называть это любовью, поскольку знает, что понимается под этим. Это тот тип человека, который предпочтёт остаться честным перед собой вопреки любым грозящим и следующим за такой честностью санкциям. Недальновидное большинство, сделав своим идолом любовное чувство, упрекает в чёрствости любого, кто хоть как-либо посягает на его святость. Возможно, термин нежность, употреблённый здесь мной, и не является сколько-нибудь исчерпывающим, я претендую хотя бы на описание им одной конкретной сексуальной сферы человеческих отношений. Сфера психической деятельности человека не так проста, чтобы возможным было описание её несколькими удобными терминами, это не та область, где возможна унифицированная и строго упорядоченная структура, напротив, необходимость в определении её как можно большим количеством понятий продиктована исключительно сложностью предмета и только этим. Если всего этого достаточно, чтобы объяснить мой отказ от расхожих терминов, можно считать задачу выполненной. Помимо всего прочего, при описании явлений психической (особенно это касается сексуальной и любовной сферы) жизни человека мы неизбежно сталкиваемся ещё и с лингвистическими трудностями и дифференцированными трактовками одних и тех же понятий.
В самом деле, каким скучным и не оригинальным должен казаться человек, использующий в своём лексиконе затасканные сальности. Я люблю тебя - это всего лишь клише, которым мы научились определять любое чувство эмпатии к человеку. На самом деле весь этот лингвистический инструментарий не так скуден, как могло бы показаться, но суть не в том, чтобы использовать нужный термин, а в том, чтобы называть вещи своими именами. И коль скоро любовью мы привыкли обозначать нечто идеальное, то давайте сойдёмся во мнении, что частенько мы преувеличиваем, а за пышными и ко многому обязыващими фразами порой скрываются банальная потребностью в сексуальном удовлетворении, желание спокойной размеренной семейной жизни, юношеская влюблённость и т.д.Использование понятия любви имеет ещё одну негативную сторону (я надеюсь, вы понимаете, что суть моих претензий не сводится исключительно к благозвучности этого слова?). Это касается излишней идеализации. Например, ответственный, зрелый человек, испытывающий симпатии к молодой особе, разделяющий её интересы, стремящийся к заботе о ней, способный на компромиссы, человек, который в состоянии эгоистичные требования подчинять требованиям другого сущетва, но не обладающий ярко выраженной эмоциональностью, может испытывать фрустрацию от своего несоответствия роли идеального любовника, образ которого он почерпнул с экранов или со страниц тургеневских книг. Проблема одиночества и "плохих" семей в современном мире, как мне кажется, тем уже и исчерпывается, что многие ждут от жизни сказки, чего-то идеального, не умея справляться с неизбежными проявлениями действительности в быту. Если меня спросят, почему я далёк от идеализации, моим аргументом будет последнее высказывание, надеюсь, вопрошающему этого будет достатчно. Ещё одна проблема, которую таит в себе любовь, заключается в том, что объём этого понятия включает в себя некоторые ненужные элементы и, наоборот, не содержит тех, что включить бы стоило. Как понятие, любовь выражает определённые явления жизни, описывает их, объясняет внутреннюю логику, взаимосвязь с другими явлениями и т.д. Как и любое другое сфабрикованное абстрактное понятие, в разное время оно может обозначать разные явления, в отличие от тех понятий, что описывают явления объективной реальности, и что касается любви конкретно, наличествующее её определение нельзя считать сколько-нибудь удовлетворительным. Самым большим недочётом современного нам представления о любви можно считать завышенную акцентуацию на эмоциональной стороне. Мы не видим в кино, чтобы люди заботились друг о друге, чтобы их общность проявлялась не только в общей койке, но распространялась бы и на духовную сферу. В кино мы обычно видим, как молодой человек умело, красиво, по-пижонски склеивает девицу, настолько завораживающе, что одно это вызывает у нас восхищение, затем идёт процесс ухаживаний, походов в кино, рестораны, совместных поездок по разным городам, перемежающийся сексом и пустопорожней болтологией о своих якобы чрезмерно высоких чувствах. Рано или поздно назревает конфликт и позже всё это сменяется ревностью, упрёками, эмоциональными сценами, в отношениях назревает кризис. Ну, и в заключение - развязка, где наши герои либо расстаются, либо, вопреки всему (и здравому смыслу в первую очередь), остаются вместе. Такой мы видим историю развития отношений в подавляющем большинстве фильмов, так что считать, что изображение этой темы в кино носит хоть сколько-нибудь дидактический характер, является явным преувеличением, равно как и предполагать соответствие этого изображения реальности. Кино заостряет наше внимание исключительно на эмоциональной стороне вопроса, совершенно избегая изображения других, но что ещё более удивительно - такие клинические случаи "великой любви" в жизни крайне редки. В жизни происходит то же самое: люби обращают пристальный интерес и сосредотачиваются исключительно на эмоциях, исключая из любви разум и душу, но и "любить" так же беззаветно, как это делают актёры, они не в состоянии. Ещё бы, за это ведь никому не платят!



Другие статьи в литературном дневнике: