о художниках..
есть такой сайт, artlib.ru. на нем размещают свои работы некоторые художники, многие очень талантливы, бесспорно. мне запомнились работы Дины Геллер, амбициозные, яркие, роскошные. и недавно она написала в своём комментарии удивительную, по-моему, вещь, мол, что если человек всю свою жизнь готовит шашлык и знает от и до весь процесс, все тонкости,"стандартные приемы, доведенные до автоматизма"... и что "готовка" превращается в привычку... но привычка ли это? на мой взгляд, это и есть то "мастерство".. о котором говорил господин Барков
я все о том же и который день.. что поделать, если тема мне интересна? :) процитирую
Потому Мастер и рассердился, когда Иванушка назвал его писателем.... он настоял на "мастере"... он уже не был писателем-творцом, а всего лишь ремесленником.. да и то потерял свою способность что либо описывать...
"Мастерское произведение становится образцовым". Простите, образцовым для чего — для подражания? Для копирования? Тогда что же в таком случае должно считаться уникальным, шедевром, именно продуктом творчества, то есть тем, что ни подражанию, ни копированию ни в коем случае не подлежит? Выходит, что один из основоположников концепции о мастере в литературе, полагая, что шедевры не творятся, а делаются, и могут даже тиражироватьтся подмастерьями, вообще отказывал в существовании творческому, эвристическому началу, когда автор шедевра сам не может ни понять, ни объяснить, как у него все это получилось. И дай-то Бог, чтобы мы никогда этого так и не поняли, потому что тогда наступит конец творчеству...."
"Для твердых ориентаций нам необходимо постоянное честное различение творчества и ремесла. Художественность и мастерство, по заповеди Пушкина, — Моцарт и Сальери. Мастерство предполагает повторимость, творчество — уникально. Художник создает, а не мастерит. Он — творец, мастер — делатель. Для художника его творчество — это жизненная задача, жизнь во всей ее полноте; для мастера — это работа над произведением, а жизнь — лишь "подножие" искусству Для мастера вопрос "как?" обособляется в самостоятельную задачу. Для художника он не существует вообще. Заостряя, можно бы сказать, что появление мастерства как такового, самого по себе, означает смерть для художника"
Другие статьи в литературном дневнике: