Литература русская и западная.

Амаяк Тер-Абрамянц: литературный дневник

В детстве меня мучили уроки русской литературы - эти непонятные Безуховы, бездельники Печёрины, идиоты Рахметовы с непоняными снами Веры Павловны, мучили смутным Максимом Горьким,несимпатичным нигилистом Базаровым...которых, начиная с Пушкина и Лермонтова (стихи которых,чаще непрограмные,однако часто и безотчётно, нравились) ПОЛАГАЛОСЬ в сочинениях изображать как недозрелыми предтечами октябрьской революции с гениальным Лениным во главе.
Куда интереснее было откинуть крышку парты, на которой лежало необходимое к изучению творение и кусками глотать расположенные на коленях тома А.Дюма, Р. Стивенсона, Майн-рида,Г. Эмара и т.д. Сколько огня движения так необходимого детству было в них! Ну а когда появился Джек Лондон, тут потянулась ниточка к философии супермена, богочеловека...
,Реальность и жизнь смешивались в сознании невероятно.
Русская литература казалось нам, детям и отрокам, медлительной. И это свойство детства - потребность большего движения,опыта набиваемых шишек и ярких событий!
Интерес к психологизму развивается позднее. И с каким интересом мы вникали в зрелом возрасте в "Анну Каренину" Толстого,"Бесов Достоевского,в физиологически осязаемый мир Бунина...
Я не хочу абсолютизировать, но мне кажется, что с какого-то момента русская и западная литературы пошли разными путями: возможно это было и с самого начала, но ярче проявилось в веках 20 и 21:западная выбрала чётко дорогу интертейнтмента, интермедии, развлечения и отвлечения после кружки пива обывателя, русская же литература почти с самого Пушкина выбрала себе дорогу исследования жизни, её Тайны, сакральности... А думать об этом возможно лишь сравнивая с определённым собственным опытом.
Во всяком случае интерес к литературе в детском и взрослом возрасте мне кажется связан с вышесказанным и отсюда следует особенная важность литературы в России.



Другие статьи в литературном дневнике: