Рекогниста dzen. ru Великий Чужой

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Великий Чужой. Чем Запад отличается от остального мира




Один из ракурсов, в котором наглядно виден разлом между Западом и остальным миром - крайне негативное отношение к хаосу, к текучему, неготовность к неуправляемости и непредсказуемости мира. Мы можем наблюдать это отношение буквально во всех сферах западной жизни: от геополитики до семьи, а в основании всего этого лежит уникальный для нашей планеты психоисторический феномен, который для краткости можно обозначить как «общество договора». Зародившись тысячелетия назад в торговых городах Восточного Средиземноморья, оно определило облик и всей современной западной цивилизации: всю её жизнь и её смерть.


Великий Чужой. Чем Запад отличается от остального мира
«Порядок, основанный на правилах» это вершина айсберга - геополитическое воплощение общества договора. Постоянные разработки очередного супероружия, которое закрепит господство навсегда, будь то атомная бомба или искусственный интеллект, внутренняя необходимость стяжать в свои руки все доступные и недоступные рычаги влияния, экспансивность в степени обсессии, «окончательные решения» вообще всех вопросов и прочие попытки завершить-таки историю - всё это отражения на макроуровне одного и того же внутреннего состояния: условно, непереносимости текучего. В западной прошивке как будто отсутствует то, что позволяет нормально встречать повороты судьбы и отвечать на них по мере возникновения. Обязательно нужен план, проект, договор, Бог-архитектор и его строительная бригада в лице наиболее достойных (мировой элиты). «Всё течёт, всё меняется» - говорит Восток, «Мы это исправим» - отвечает Запад.


«Русская дурашливость - это насмешка над рацио запада, измерившего всё критериями; нужно и ненужно, прибыльно и неприбыльно, серьёзность и детскость, 0 и 1, да и нет. Русское выпадает из всякого определения, русскую душу не счесть путем калькуляции. Всегда приятно знать, что с точки зрения мещанского запада русский человек не удался. В этом видна страсть европейца к расчету, к проекту и договору, к прибыли наконец. Русскому это противно». Русское Нет (ВК)
Знаменитая европейская конформность, ритуализованность взаимоотношений, навязчивость моды как потребности соответствовать заданному общественному стандарту и серьёзный дискомфорт когда ты из этого стандарта выпадаешь - проявления этого принципа на психологическом уровне.


Сверх-регламентированность повседневной жизни, высокий уровень общественного порядка, культ права и культура отмены - проявления того же на макросоциальном уровне.


Семьи-партнёрства, свадебные клятвы, брачные договора и подсчёт «вклада в отношения» воплощают тот же принцип на микросоциальном уровне.


Всё это складывается в атмосферу тотального недоверия, которым пронизано либеральное западное общество от элит до низов. Там где есть доверие - договор не нужен, там где есть договор - нет места доверию.


«Персонажи американских фильмов и сериалов регулярно повторяют 'You lied to me': столь же стандартный сюжетный узел, что и влюблённость или преступление; столь же банальная фраза, что и "Я тебя люблю", "никогда больше" и т.п. В этой капле можно увидеть море.
Критичность именно лжи, а не самого действия или события, её спровоцировавшего, очевидным образом отсылает к договору: мы имеем дело с обществом, где договор сакрализован и где любые отношения суть договор. Отношения близкие договорны в квадрате, отсюда и большая чувствительность к самому факту лжи. Более того, этот договор - часто имплицитный, заключённый по умолчанию: раз уж ты с кем-то взаимодействуешь, значит - берёшь на себя такие-то обязательства.
...
У кого что болит - тот о том и говорит: борьба с коррупцией становится национальной идеей только там, где от коррупции не продохнуть; специальные законы о запрете рабства принимаются там, где вопрос актуален, - и т.д. Болезненное вздрагивание от всего, что напоминает ложь или может быть ею названо - столь же очевидный признак её вездесущести, чуть ли не тотальности, отчего и нужно быть постоянно настороже.» loki-0.livejournal
Макропроцессы цивилизационных противостояний легко можно увидеть и перейдя на микро уровень - человеческих взаимодействий. Когда из общества полностью исчезает доверие - оно вымирает. Когда исчезает сама возможность построения близких доверительных отношений, дискомфорт от соприкосновения с другим человеком ничем не компенсируется. Раньше в западном обществе, в том числе и в семьях, тоже в каком-то виде присутствовал договор - но было и что-то другое, что-то помимо него. Сейчас остались только взаимодействия в полностью регламентированной среде. Поэтому институт семьи как таковой там закончился. К сожалению, российские семьи во многом болеют тем же самым - формализованность внешнего при отсутствии глубокого внутреннего часто превращает семью в опереточное действие с расписанными ролями.


«Одиночество и страх одиночества — это не просто широко распространенные чувства, но и твердо установленные факты нашего времени, прочно укорененные в жизненном опыте текучей современности; но таким же фактом является и стойкое отвращение ко всему тому, что могло бы стать радикально действенной вакциной от одиночества или хотя бы временным противоядием против его невидимых токсинов: радикальное отвращение ко всяким долгосрочным и особенно неспецифичным взаимным обязательствам, которые могли бы радикально побороть одиночество. В атмосфере мимолетности и временности никакое долгосрочное планирование, даже если оно основано на (принятом для видимости) договоре о взаимных обязательствах, не вызывает доверия. Долгосрочность расширяет область рисков, значительно увеличивая число неизвестных при каждом подсчете прибыли/убытков и вероятности успеха или провала. Когда под сомнение ставится надежность любых отношений и любой альянс сводится к статусу ad hoc («для данного случая»), сети, конфедерации и заговоры едва ли прогонят призрак одиночества. Этот призрак парит над человеческими общностями всех уровней, сверху донизу, лишая любой вид радующих сегодня межличностных связей, даже тщательно выстроенных, долгосрочной перспективы.» Зигмунт Бауман
Когда человек рождается на свет, чувство его будущего доверия миру целиком связано с матерью. То насколько она его принимает и любит, насколько сильна связь с ней в детстве - воплотится в то, насколько подросший человек будет принимать и любить мир и людей в нём, а так же насколько он будет милосерден к ним.


Апокалипсис сегодня, завтра, всегда



В то же время в метафизическом плане с хаотическими, текучими, неупорядоченными энергиями во всех культурах связано женское начало, существующие в динамическом балансе с мужским. В следующих заметках мы поговорим о том, почему в западной религии и выросшем на ней менталитете на протяжении тысячелетий фактически отсутствует как таковая фигура Божественной Матери или Божественной Жены. Как исчезновение этой фигуры превратило Бога-отца в Бога-строителя и как чувствуют себя люди, над которыми такое тотально дисгармоничное небо - как себя ощущает среднестатистический западный человек. Этот же взгляд позволит нам понять почему Запад никогда не останавливается и почему борьба с ним фактически не имеет конца.


"Проблема неолиберализма, как образа экономики, политики и мысли - в его полной несовместимости с какой-либо человеческой культурой. Во всех культурах есть понятие священного, не измеримого критерием целесообразности или материальной выгоды. Это всегда прочнее и надёжнее разрушительной машины, именуемой западной цивилизацией. Отсюда страх системы перед крестьянами, коренными народами и любыми проявлениями человеческой духовности. Система искренне не понимает и поэтому боится этого. Она знает, что это территория связи всех времён и пространств, на которой любая ее манипуляция бессильна".Олег Ясинский



dzen.ru Рекогниста





Другие статьи в литературном дневнике: