Рекогниста dzen. ru Великий ЧужойВеликий Чужой. Чем Запад отличается от остального мира Один из ракурсов, в котором наглядно виден разлом между Западом и остальным миром - крайне негативное отношение к хаосу, к текучему, неготовность к неуправляемости и непредсказуемости мира. Мы можем наблюдать это отношение буквально во всех сферах западной жизни: от геополитики до семьи, а в основании всего этого лежит уникальный для нашей планеты психоисторический феномен, который для краткости можно обозначить как «общество договора». Зародившись тысячелетия назад в торговых городах Восточного Средиземноморья, оно определило облик и всей современной западной цивилизации: всю её жизнь и её смерть. Великий Чужой. Чем Запад отличается от остального мира «Русская дурашливость - это насмешка над рацио запада, измерившего всё критериями; нужно и ненужно, прибыльно и неприбыльно, серьёзность и детскость, 0 и 1, да и нет. Русское выпадает из всякого определения, русскую душу не счесть путем калькуляции. Всегда приятно знать, что с точки зрения мещанского запада русский человек не удался. В этом видна страсть европейца к расчету, к проекту и договору, к прибыли наконец. Русскому это противно». Русское Нет (ВК) Сверх-регламентированность повседневной жизни, высокий уровень общественного порядка, культ права и культура отмены - проявления того же на макросоциальном уровне. Семьи-партнёрства, свадебные клятвы, брачные договора и подсчёт «вклада в отношения» воплощают тот же принцип на микросоциальном уровне. Всё это складывается в атмосферу тотального недоверия, которым пронизано либеральное западное общество от элит до низов. Там где есть доверие - договор не нужен, там где есть договор - нет места доверию. «Персонажи американских фильмов и сериалов регулярно повторяют 'You lied to me': столь же стандартный сюжетный узел, что и влюблённость или преступление; столь же банальная фраза, что и "Я тебя люблю", "никогда больше" и т.п. В этой капле можно увидеть море. «Одиночество и страх одиночества — это не просто широко распространенные чувства, но и твердо установленные факты нашего времени, прочно укорененные в жизненном опыте текучей современности; но таким же фактом является и стойкое отвращение ко всему тому, что могло бы стать радикально действенной вакциной от одиночества или хотя бы временным противоядием против его невидимых токсинов: радикальное отвращение ко всяким долгосрочным и особенно неспецифичным взаимным обязательствам, которые могли бы радикально побороть одиночество. В атмосфере мимолетности и временности никакое долгосрочное планирование, даже если оно основано на (принятом для видимости) договоре о взаимных обязательствах, не вызывает доверия. Долгосрочность расширяет область рисков, значительно увеличивая число неизвестных при каждом подсчете прибыли/убытков и вероятности успеха или провала. Когда под сомнение ставится надежность любых отношений и любой альянс сводится к статусу ad hoc («для данного случая»), сети, конфедерации и заговоры едва ли прогонят призрак одиночества. Этот призрак парит над человеческими общностями всех уровней, сверху донизу, лишая любой вид радующих сегодня межличностных связей, даже тщательно выстроенных, долгосрочной перспективы.» Зигмунт Бауман Апокалипсис сегодня, завтра, всегда
"Проблема неолиберализма, как образа экономики, политики и мысли - в его полной несовместимости с какой-либо человеческой культурой. Во всех культурах есть понятие священного, не измеримого критерием целесообразности или материальной выгоды. Это всегда прочнее и надёжнее разрушительной машины, именуемой западной цивилизацией. Отсюда страх системы перед крестьянами, коренными народами и любыми проявлениями человеческой духовности. Система искренне не понимает и поэтому боится этого. Она знает, что это территория связи всех времён и пространств, на которой любая ее манипуляция бессильна".Олег Ясинский
© Copyright: Владимир Денисов 3, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|