Г. Раушнинг Хвала компромиссу

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Герман Раушнинг.Из книги Говорит Гитлер.Зверь из бездны.


Мы, немцы, были не одиноки на континенте, отрицая преимущества унаследованных и совершенствуемых исторически сложившихся форм нашей собственной политической жизни, приспосабливая их без изменений к новым условиям. Наша история напоминает пульс с перебоями. Нас бросает от одного потрясения к другому. Но здесь, в Великобритании, среди постоянного приспособления к политическим и социальным изменениям, остается неизменным главное. Это — не случайный дар судьбы, а результат редкого, быть может, уникального таланта выдержки и самоограничения.
Мы, немцы, да и не только мы, никогда не были в состоянии оценить значимость политического компромисса в жизни демократического общества. Для немцев компромисс означает отсутствие убеждений, слабость и беспринципность. Идти на компромисс — значит поступаться своими интересами. Вот почему немцы говорят о компромиссе, как о Kuhhandel — сделке сомнительного свойства, как о желании уклониться от принятия решений.
В Великобритании компромисс — результат цельного, глубоко этического и христианского по своей природе понимания, что ни один человек не может быть единственно и всецело прав, что возможно лишь приближение к истине. Достичь взаимопонимания можно лишь путем компромисса между различными точками зрения на то, что есть истина. Компромисс исходит из нравственной убежденности, что ни одна партия или отдельная личность не в состоянии обладать абсолютной истиной относительно представлений об этом мире.
Мы, жители континентальной Европы, каким бы не было наше прошлое и наш образ мышления, всегда считали, что именно мы владеем единственной и абсолютной правдой. Правы только мы и те, кто разделяет наши мысли. Кто не с нами, тот либо глуп, либо враждебен. Таким образом, и наша политическая жизнь порождена все тем же элементарным невежеством, нетерпимостью и догматизмом.
“Всякая форма правления, — говорит Берк, — а на практике каждый смертный, ищущий выгоды и удовольствия, всякий добродетельный и благоразумный поступок — все проявляется в компромиссе и товарообмене.” Это — величайшее и нестареющее высказывание.


Не может быть никакой революции восстановления. Может быть только упорное, утомительное обсуждение каждой отдельной проблемы.
Единственное, чего, в в конце концов, нам всем надо желать, так это не победы одной или другой доктрины, той или иной системы мышления, но поддержки каждого полезного человека, каких бы взглядов он не придерживался — социалистических, корпоративных или либеральных в пределах индивидуалистической или либеральной социальной экономической с истемы. Это многое запутывает. Также должны
быть установлены законодательные ограничения для этой, по существу, либеральной экономической социальной системы. Причем, их нужно определить не с помощью теоретических концепций, а просто используя два соображения. Первое — по поддержанию должного функционирования социальной экономической системы. И второе — по улучшению обычных условий существования. Другими словами, многое из желаемого возможно придется решать практическим опытом.


Герман Раушнинг Говорит Гитлер.Зверь из бездны.



Другие статьи в литературном дневнике: