***Дмитрий Бавильский
котором, к примеру, полоса "Конспирология" оказывается отсылкой к массовому авантюрному роману, не больше. Убогий характер большинства представленных здесь "произведений" - дело десятое. Ибо газета честно отображает реальный уровень державно-патриотической словестности. Убежден, что редакция "Завтра" действительно сочинила газету завтрашнего дня - в ней напрочь отсутствуют привычные для читателей других периодических изданий колонки новостей или главная новость дня, вынесенная самым крупным кеглем в шапку номера. Здесь иной монастырь. Новости заменяются лубочным (или КВН-овским) по форме "Агентством ДНЯ", где с шутками и прибаутками, порой не без остроумия, моделируется как бы глас народный, как бы народный юмор. Понятно, что к реальному положению дел эти шуточки не имеют никакого отношения, важнее воскресить сам дух народной смеховой культуры, балагана, переодеваний. Любой политический деятель или любое политическое событие, попадая на пространство первой полосы газеты превращаются в кукол ярмарочного райка, картонных кричаще раскрашенных марионеток, преувеличенно топорно исполненных, преувеличенно дергающихся на потеху публике. То же самое настроение пьяного капустника несут лозунги и призывы, расположенные на месте основных новостей. "Дышите в трубку, господин президент !"("Новый курс Ельцина есть курс лечения с использованием испытанных средств. Для себя - "барсучье сало", для народа - "кнут и коржик"). "Россией правит жестокая кукла"( "Эта кукла сделана из деталей камнедробилки, прицела танковой пушки, нескольких единиц стеклотары и поношенной электробритвы Сатарова, привезенной из зарубежной поездки"). Впечатление, которое призвана создать "витрина" первой полосы довершает карикатура, заложенная в правом верхнем (то есть "красном", самом заметном, "смотрибельном") углу. Карикатура Геннадия Животова "Двуглавый дракон", а не фотография, как намек хоть на какое-то жизнеподобие, хоть на какую-то объективность. И так, в таком духе, до бесконечности. Понятно, что никакой нормальный, адекватный человек, за исключением литераторов и прочих деятелей культуры, на подобный бред просто не способны. И только профессиональные невротики и потенциальные объекты шизоаналитиков, способны на беспримерные попытки по реконструкции и воссозданию Атлантид отошедших за ненадобностью в просвещенный век жанров. Клиника! Только в лихорадочной тишине прокуренного писательского кабинета могут рождаться конспирологии, фактологии, умозрительные формулы и фобии. На виртуальный характер проекта работает и несостыковка различных частей. Когда на соседних полосах соседствуют апология Иисуса Христа ("Христос - первый коммунист" редакции показалось мало, добавляется аксюморонное "С Богом, товарищи !"(вспомним, что еще несколько лет назад именно так и пародировались сатириками первомайские лозунги)) и воинствующий антисемитизм. Тоже ведь не на пустом месте выросший. Ибо евреи, известные как "народ книги" могут оказаться самыми опытными и опасными конкурентами в логоцентристской оппозиции современной цивилизации, в торговле своей непохожестью, самостью, спецификой "особого пути" и конвертируемых загадках народного духа. Интересно, что "Завтра", как и художники-акционисты леворадикального толка, от Бренера до Брежнева, от Кулика до Шабурова, демонстрируют поразительную консервативность, архаичность даже, своих художнических стратегий. Основанных на ритуальности, телесности, первородности жеста etc. Превращаемых в выгодное, коммерческое предприятие. В этом смысле програмное обращение к литературности, литературщине, манипуляции штампами и общими местами ВРЛ, претензии на единственно законное наследство этой самой ВРЛ, обнажают методологический прием, доводя его до логически завершенной картины. ВРЛ может приносить ощутимый дивиденд. Как Большой театр, как майки с Храмом Христа Спасителя. Действительно, обращает внимание разница в цене газет, если их сравнивать на лотке в метро. "Завтра"-то (при том минимуме информации) ощутимо дороже будет. Остальное - детали. Вот деталь, мимо которой просто невозможно пройти - растекшаяся на целую полосу новая поэма Егора Исаева "Буцен" (№ 5. 1995). Думаете он так долго молчал, потому что курочек выращивал ? Заготовка яйца и мяса птицы стихам не помеха, попашем - напишем такой запредел, умри, Пригов со товарищи. Я первоначально хотел выписать несколько строчек для примера этой мудреной а 1а Юрий Кузнецов (у заединщиков свои звезды и свои приоритеты) стилизации как бы на темы русской языческой мифологии, с говорящим солнцем, спорящими ручьями и человеком, хозяином идущим среди богатств окружающей среды, но, честное слово, не смог выбрать. Видимо, как у Бродского: если цитировать, так сразу целыми периодами, главами. Да я не Белинский и газета не журнал. Но показателен этот мифопоэтический дискурс, претендующий на статус идеологического погоняла. В котором как в капле воды отражается и утопия комунопатриотического сознания и технология создания такого зеркала, что отражает тебя, любимого. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду (!) доложи... Вот оно и докладывает, и докладывает и докладывает. В том нет ничего дурного (см. начало моих заметок), я сам обманываться рад. Только дело - в степени убедительности, достоверности, компетентности. Фольклорная по духу схематичность, черно-белая полярность следствие не только ленинского плана монументальной пропаганды помноженного на примитив (в художественном, эстетическом смысле этого термина) митинговых страстей, но еще и обратная сторона "завтрашних" умельцев, уровень развития самосознания редакционно-читательского актива. Который, быть может, на подобную-то агитку и способен. Но поскольку актив этот, на всех парах творческого, коммерческого и прочих напряжений создает конгениальную (читай, органичную) систему, она ( поэтому) и получается столь вдохновляюще ( но никак не пугающе) жизнестойкой. Все это имеет большее отношение к законам собственно жизни, чем к достижениям той или иной идеологии. Редактор одного очень либерального ежемесячника, увидев в моих руках газету "Завтра" заметил скорбно, что не стал бы помогать своим идейным противникам своим трудовым рублем. Отчего же я веду себя так ревизионистски ? Легенды и мифы о сокрушительной силе органа народной оппозиции государства российского исходят из ленинского определения партийной печати как коллективного агитатора и организатора. Что в эпоху беспрецедентного шабаша массовых коммуникаций, оказывается не только потерявшим актуальность, но просто-таки смешным. Однако демократы наши, как и прочие отряды передовой интеллигенции сформировались в ту еще эпоху безграничной веры ( в Бога верить не разрешалось, а в Слово, которое было в Начале - пожалуйста) в печатное слово. Это родовое пятно марксизма-ленининзма как вши из эссе М. Стуруа служат признаком эгалите, уравнивая и заединщиков и мремориальцев. Которые сами себя напугают как следует, а затем в свои выдумки и верят, и другим аппетит отравить пытаются. Ночью просыпаются и кричат от страха. А утром статьи пишут. Я глубоко убежден, что активизация в стране прокоммунистических сил, помимо всяческих разнообразных объективных причин, является еще и материализацией интеллигентских неврозов. Которые провоцируют наших "плюралистов" на неадекватные жесты и шаги, на еще более неадекватные статьи и прогнозы. Так победа на выборах просто-таки выкликалась хором завороженных ожидателей грядущего Хама. Коммунистам ничего не оставалась делать как победить. Ибо кто чего боится - то с тем и случится. Заслуга совершенно невинной безделицы, газеты "Завтра" в этом неподконтрольном каким-то манипуляциям процессе, минимальна. Тот, кто уже убежден, вряд ли, под влиянием творчества Проханова и компании, перейдет на другую сторону. И наоборот. Искусство бесцельно, оно нужно сначала своим творцам, а потом (в лучшем случае) всем остальным. А "Завтра" и нужно анализировать с позиций эстетических, художественных как некий самодостаточный текст. Как отстойник-заповедник, край непуганных патриотов. http://www.guelman.ru/slava/writers/bav8.htm
© Copyright: Дмитрий Садченко, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|