Нуссбаум страшное искусство без границПо установившейся традиции, во Франции c начала сентября дает старт многонедельный марафон, посвященный «иностранным культурам». Курды и шведы, японцы и румыны открывают двери своих землячеств и предлагают такое обилие мероприятий, что у публики глаза разбегаются. Разумеется, не последняя роль в этом многонациональном хэппенинге отведена «Дням еврейской культуры», которые начинаются во Франции в первое воскресенье сентября и на неделю погружают любознательную публику в океан зрелищ: выставки, посещение книгохранилищ, спектакли, концерты, лекции и еще Бог знает что. Обычно дни проходят под каким-нибудь лозунгом, задающим тему всему этому культурному разгулу, и в этом году придумали универсальную формулировку «Искусство без границ». «Такое название подчеркивает, что свободное выражение творческих идей возможно лишь в атмосфере терпимости и взаимоуважения в цивилизованном обществе. Трудно переоценить влияние этих идей на европейскую и мировую культуры», — объясняет Анри Абрамович, представитель парижского Центра искусства и культуры имени Раши. Этот центр, созданный в память о великом еврейском мыслителе Средневековья, — один из кураторов проекта «Искусство без границ». Другими партнерами нынешних дней еврейской культуры во Франции стали «Б’най Б’рит», Европейский совет еврейских общин и парижский Музей иудаизма. В воскресенье, 5 сентября, в Музее иудаизма состоялось открытие первой во Франции ретроспективы Феликса Нуссбаума (1904–1944) — художника, изображавшего Холокост с натуры. Нам всегда казалось, что визионеры Данте и Босх изображали мифический ад весьма убедительно, будто и вправду его прошли. Но каково изображать ад, который видел воочию? Подобная страшная привилегия была уготована судьбой Феликсу Нуссбауму. Художник родился 11 декабря 1904 года в Германии, в городе Оснабрюке, в благополучной семье ассимилированных немецких евреев. Он рано увлекся живописью — с полного одобрения отца, который и сам писал любительские картины. Девятнадцати лет Нуссбаум переезжает в Берлин учиться живописи. Там он примыкает к авангардистскому направлению «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit, 1922–1930). В него входили Отто Дикс, Жорж Грос, Макс Бекманн. Так художник превращается в изгоя. Но и до этих событий его жизнь омрачалась невеселым предчувствием. У Нуссбаума с рождения был инстинкт дикаря, привитый поколениям его предков: вовремя почуять опасность, гибель и — спрятаться, убежать. И оттого уже на его «праздничных» полотнах начала 30-х постоянно маячит маска-гримаса. Что это? Быть может, попытка насмешить, задобрить небытие? После Парижа — Остенде, Брюссель. В мае 1940 года Нуссбаум был арестован бельгийской полицией как «нежелательный иностранец» и интернирован в лагерь Сен-Киприен на юге Франции. Ему удается бежать оттуда и вернуться в Брюссель, где он тайно поселяется в мансарде на улице Архимеда, в доме № 22. И там, в комнате под самой крышей, Нуссбаум принимается рисовать ад. …И, главное, автопортреты. Невероятен «Автопортрет с еврейским паспортом». Он — квинтэссенция самой безысходности. Поднятый воротник, взгляд настороженный и беспокойный, затравленный, как у мыши, учуявшей кота… Сзади — веселый нарисованный пейзаж, деревья, небо. Только гораздо ближе к смотрящему — стена. Темная, как небытие, определяющее сознание… В руке — тот самый паспорт. Там поверх замазанного немецкого гражданства стоит: «Juif-Jood». «Еврейский паспорт» — не просто живописный шедевр. Это художественный документ необыкновенной силы. Как и «Паспорт» Оскара Рабина, он до краев полон трагического сарказма. Другой автопортрет, «Шарманщик на улице Архимеда», был закончен Феликсом Нуссбаумом в июле 1943-го. На бессолнечной улице с черными драными лохмотьями сажи только два живых существа — шарманщик и муха, сидящая на шарманке. Сквозь мостовую в пространство картины прорываются два скелета. У одного оторвались ноги и пустились в пляс по пустынной улице, а другой потерял череп… Одна из краеугольных работ Нуссбаума, его последняя картина «Триумф смерти», была написана в апреле 1944 года. А уже 20 июня по доносу бдительного соседа Нуссбаума с женой хватают в их брюссельском убежище и доставляют в сборный лагерь в Мехелене. Оттуда 31 июля Фелку и Феликса Нуссбаумов отправляют в Освенцим — в последнем «эшелоне смерти». «Если я погибну, не дайте умереть моим картинам», — умолял друзей Феликс Нуссбаум незадолго до неминуемой гибели. И его мольба была услышана — картины уцелели. Сегодня, 66 лет спустя, имя Феликса Нуссбаума наконец заняло подобающее место в мировом художественном пантеоне. На родине Нуссбаума, в Оснабрюке, для его картин выстроен специальный музей. Туда приезжают люди со всего света. О художнике написаны книги. В театре идет посвященная ему пьеса. Парижская ретроспектива его работ откроется для широкой публики 22 сентября 2010 года. Кира Сапгир
© Copyright: Дмитрий Садченко, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|