Слава лён манифест ре-цептуализма

Дмитрий Садченко: литературный дневник



1. Постмодерн(изм) умер. — Да здравствует Ре-Цептуализм — искусство Третьего тысячелетия.


2. РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМ — НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА. Девиз РЕ-ЦЕПТ-АРТА (художественных практик): от де-конструкции (Жака Дарида) — к ре-конструкции «аксиологического ядра» искусства:
# искусства прекрасного, возвышенного, героического (Александра Баумгартена, 1735),
# искусства истины-алетейи (Мартина Хайдеггера, 1935),
# искусства добра-благодати (Славы Лёна, 1974).


3. Интертекстуально ИСКУССТВО РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА бытийствует и существует не только на основе и в критериях аксиологических эстетик:
# хайдеггеровской эстетики истины-алетейи (истины, которая суть несокрытость,
т. е. откровение) (1935), противостоящей эстетике НИЧТО,
# баумгартеновской эстетики прекрасного, возвышенного, героического (1735), противостоящей эстетике безобразного,
# лёновской эстетики добра-благодати (1974), противостоящей эстетике зла, — но еще — и в критериях классических эстетик Художественных парадигм (включающих Великие стили).


4. РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМ — НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА, системно основанная на новых концептуальных установках и характеристиках художественных: стилей — жанров — языков — метода — приемов — тематизмов — материала — форм — содержаний — онтологической картины мира.


5. Целью, рамкой и смыслом творческой деятельности художника-рецептуалиста является ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС, а НЕ — художественное произведение
(которое — в пределе — может быть шедевром или нулевым, как «Черный квадрат» Малевича). В гетеро-иерархию сложно-динамичного (прерывисто-непрерывного) художественного процесса входят, как минимум:
# базальный (элементарный) процесс: от замысла — до воплощения в материале художественного произведения; в процесс включена первая авторская рефлексия;
# выставочный процесс: авторское раз-мещение и от-слеживание движения художественного произведения: из мастерской — через галерею — в Мировой музей; «вторая» авторская рефлексия в треугольнике: зритель — автор — критик (в интенции и пределе — за-мещение позиции критика — автором);
# процессы «ретроспективной рефлексии»: мониторинг — рефлексивное от-слеживание автором изменения смысла и значения своего художественного произведения в «подвижном» социокультурном контексте и в культурно-историческом процессе; внесение коррективов в свое творчество (за-мещение позиции искусствоведа — автором).


6. Рецептуалист, творя, созидает и, созидая, творит в процессуальном режиме ТРИКУПа (ТРИединого КУльтурного Продукта) — триединой демонстрации:
# по-рождения КУльтурного Продукта (художественного произведения)
# самого КУльтурного Продукта (высочайшего качества!)
# де-монстрации КУльтурного Продукта.
Де-монстрация де-монстрации — «вторая рефлексия» творческого процесса художника-рецептуалиста.


7. Ре-Цептуализм — искусство ВТОРОЙ РЕФЛЕКСИИ: само-из-себя творчество
и — одновременно — само-в-себе истолкование (да здравствует двуликий Янус!).


8. Ре-Цептуализм исповедует принцип нелинейности искусства — возможности одновременного при-сутствия в художественном произведении-синкрете диахроннически разных и многопризнаковых «рядов (развития) искусства». Одновременность прошлого и настоящего — сущностный принцип рецептуального искусства.


9. Ре-Цептуализм ничему не под-ражает и ничего не от-ражает: искусство по-ражает. Искусство творится из искусства — оно а-миметично (прощайте, древние греки!).


10. Ре-Цептуализм отменяет каузальность (причинность), детерминизм, аподиктичность — стохастичность — небулярность, психологическую мотивировку и прочую рационалистическую чепуху: искусство — а-логистично (прости, Аристотель!).


11. Ре-Цептуализм отвергает (секулярное) искусство в «художественных образах», у-тверждая семиотическое искусство — в знаках и символах: язык иератур, сигнатур, символоров — язык искусства Третьего тысячелетия (да здравствует Михаил Шварцман!).


12. Ре-Цептуализм — искусство интертекста и архетипа — ориентировано на до-словные, до-метафизические и за-пределивающие сущности мiра. Мiръ — это истина-алетейя: чтобы видеть сущности, надо выколоть глаза (прощай, «правдист» Станиславский!).


13. В интенции, искусство Ре-Цептуализма — мифологично и сакрально: отсюда — иературы языка, теургия метода, духовность стиля.


14. Ре-Цептуализм — холическое искусство: в полистилистическом единстве произведения-синкрета при-сутствует единораздельная целостность самой онтологической картины мира. А не ущербный «синтез искусств» (прощайте, Гёте, Вагнер и Скрябин!).
15. Ре-Цептуализм — искусство экзистенциальности: искусство «живет в человеке», а человек «живет в искусстве». Отсюда — принцип тотальности искусства: «мiръ человека» — это культура и ничего, кроме культуры. «Природы» — нет, есть материал природы. «Природа» — это представление о природе в культуре: языческое, христианское и, наконец, естественно-научное.


16. Ре-Цепт-арт — не художественная школа, а меташкола.
Ре-Цептуализм — не стилистика, а метастилистика.
Сигнатуры, символоры, иературы — не язык, а метаязык.
Ре-Цептуализм — не метод, а методология.
Эстетика Ре-Цептуализма — «другая» стилистическая (как и аксиологическая) эстетика и, сверх того, выход — на метаэстетику.
Ре-Цептуализм единораздельной целостности онтологической картины мира — метакартина множественности художественных миров.


17. Ре-Цептуализм, в рамках своей Художественной Парадигмы, утверждает три фундаментальных закона НЕЛИНЕЙНОЙ ТЕОРИИ ИСКУССТВА:
# развитие искусства непреложно;
# развитие искусства необратимо;
# искусство, как и Бог, бессмертно.



Слава ЛЁН МАНИФЕСТ РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА



13 мая 2010,
Москва






Другие статьи в литературном дневнике: