Дмитрий тонконогов восьмая нота

Дмитрий Садченко: литературный дневник




Поэзия — вполне реально существующая вещь, но для ее обнаружения не существует никаких измерительных приборов. Все оценки — интуитивны и приблизительны. “Я не понимаю стихов”, — признается умный и честный человек. А что тут понимать? Текст с рифмами и в столбик...


В “Арионе” № 2/2011 Глеб Шульпяков пытался разобраться в мотивации творчества: “стихи — вне зависимости от формы и темы, которыми пользуется стихотворец, — бывают наполнены поэзией только в том случае, если рождаются из внутренней катастрофы, связанной с переживанием одной простой вещи. Ее можно сформулировать так: мир прекрасен, а человек умирает”. Мы же поговорим о “конечном продукте”, о том, что рождается из “внутренней катастрофы”.


Нередко приходится слышать вопросы: о чем пишете? На какую тему? Или — если автор пришел в журнал: стихи на какую тему вы берете? Каждый раз испытываешь некоторую неловкость. За собеседника в том числе. Вопрос по сути праздный, а главное — выдающий стереотип мышления: поэзия должна предъявлять что-то “осязаемое”, будь то философский взгляд, эмоция, увлекательный сюжет, короче, все, что можно “потрогать руками” или по крайней мере сформулировать прозой. Понятно, что в поэзии информативно все: содержание, особенности языка, образы, ритм, метр, рифмы или их отсутствие. Но что такое “вещество поэзии” и что делает стихи “текстом, ощущаемым как речь повышенной важности” (М.Гаспаров), невозможно объяснить на словах, даже при помощи филологических или литературоведческих познаний.


В основе восприятия стихов лежит опыт прочтения. В памяти откладываются моменты измененного стихами сознания, вспышки удовольствия и безоговорочного приятия, которые мы потом сознательно или бессознательно ищем в других стихах. Но опыт бывает разный. Кто-то ищет “приниженного гения могил” Мандельштама, а кто-то “Не ссорьтесь, влюбленные. Жизнь коротка” Дементьева. Объяснять последним, что такое развитый, а что — неразвитый вкус бессмысленно: не думаю, что поклонникам творчества Дементьева и ему подобных будут интересны эти заметки. Нам же интересно, что именно считывает внутренний слуховой аппарат читателя, который попросту остается незадействованным в случае с Дементьевым.


Попробуем использовать эмпирический метод. Сделаем из рыбы воблу, лишим стихотворение поэтического замысла, но оставим все эффектные, но вторичные признаки поэзии. Начнем с названия. Часто именно броское название принимается тянуть за собой дальнейший текст.


Итак, “Девушка с Газгольдерной улицы”. Девушка явно загадочная, а улица таки существует, что привносит подлинность “времени и места”. Сразу возникает мысль растянуть повествование на несколько частей, ибо с подобной девушкой может происходить масса историй, их можно разбить по годам, а в каждой части прописать только одну характерную для героини черту, будь то бровь в первой или какая-нибудь интимная деталь в последней. Тем самым создадим видимость внутреннего стержня.


Пожалеем читателей “Ариона” и ограничимся одной, последней, частью.



Восемьдесят третий год, панельная девятиэтажка.


Наша Фирочка, белая, как бумажка,


смотрит в окно и видит, как с подъемного крана


падает крановщик, тот самый сменщик Ивана,


что вчера прижимал ее к стенке и страстно смотрел в глаза.


Спрашивал: будешь со мною? Она отвечала: за


будь.



Теперь он лежит в луже крови,


подбитая, неряшливая птица.



Фирочка натягивает трусики на ягодицы.


В зеркало смотрится, хмурится:


какая тоска на Газгольдерной улице.



Сюжет прост как три копейки. Во времена “застоя” человек совершает самоубийство из-за несчастной любви. Фирочке это по барабану. Она такая. Потому и названа Фирочкой. В момент трагедии она вообще была раздета. Возможно, предавалась любовным утехам с самим Иваном, забыв про сменщика. Автор пытается сочувствовать герою, изображая его неряшливой птицей, украденной из стихотворения Льва Лосева “Брайтон-Бич”. Рисует лужи крови для достоверности. Заканчивается все тоской. Это беспроигрышный финал. Когда кому-то говоришь важные вещи, а в ответ слышишь “какая тоскааа...”, то поневоле чувствуешь себя идиотом. “Все хотят быть роботами”, но идиотами навряд ли. Поэтому сие творение, вдохновенно прочитанное со сцены, скорее всего будет принято на “ура”, а “трусики на ягодицах” вызовут улыбку. Не ироническую.


Это не пример творческой неудачи. Автору удалось сделать все, что он задумал. Но задумано без ума и сердца. Мотивация: чтобы было. Если хотите, это пример творческой “подлости”. Страшный суд это еще когда, а невзыскательная публика не заметит сейчас. Вобла — та же рыба.


Не хочется противопоставлять, но придется. Знаменитая “Теорема тоски” Владимира Бурича напрочь лишена внешних эффектов и сюжета.



В угол локтя


вписана окружность головы



Не надо


ничего


доказывать



Редкий пример поэтического замысла практически в чистом виде. Невозможно запихнуть в чемодан велосипед, при этом не разобрав его на части. Это будет уже не велосипед, а именно чемодан, но с железками. Поэтический замысел тем и ценен, что его невозможно скрыть или разобрать.



“Отличие художественной литературы от беллетристики: в художественной литературе к характеру придумывают сюжет, а в беллетристике наоборот”, — писал Владимир Бурич. Вот один из примеров поэтической беллетристики. Стихотворение Андрея Родионова.



Те, кто с детства привык беречь свою шкуру


по примеру и папы и мамы,


рассказать ли про прачку вам, тетю Шуру,


хоть поймете вы очень мало.



Ну а те, кто поймет меня, точно — молчите,


улыбнитесь, кивните молча,


ты, загадочный киевский страшный мыслитель,


ты, московский больной добровольчик.



Вышел, в общем, приказ. Персонала между


возник некоторый энтузиазм,


должна тетя Шура стирать рабочую одежду,


коль будет заказ, вот ведь маразм.



Тетя Шура — прачка, стирает балетные колготки,


театральные обноски, их много,


тех вещей, что особенно после посещения артистами столовки


выглядят странно и убого.



В следующих семнадцати строках пожилая тетя Шура берет больничный, избегая оскорбительной для нее стирки. Грязные спецовки накапливаются, все начинают возмущенно интересоваться: где же тетя Шура и когда появится.



Тетя Шура выходила на работу все реже,


и как-то и вправду вдруг слегла прачка,


но стирать чью-то рабочую одежду


не стала она, словно батрачка.



Это есть действительная гордость.


Умерла, а не стала стирать старушка,


но и после ее смерти довольно долго


заходили из цехов насчет постирушки.



Памятник этот тебе, тетя Шура.


Меня ты считала лентяем, но любила.


По твоему примеру, что касается литературы,


хочу, чтоб и со мной нечто подобное было.



В этой истории нет поэтического замысла. И не предполагалось. Полное соответствие жанру — именно беллетристике. Допускаю, что история документальная, поэтому сюжет и характер придумывать не пришлось. Повествование — получилось. Могло бы оно существовать в прозаической форме? Безусловно. Но выглядело бы поскучнее, поэтому Родионов прав, зарифмовав и разбив текст на строки. Последнее четверостишие напоминает финал кавказского тоста. Хороший тост может быть художественным произведением, но не в области поэтической.


А вот иной случай — история Виктора Полещука.



КРИК ЧЕРЕПАХИ



Вспоминаю бабку Марию:


родом она была с Дона,


во время войны


взяла на воспитание


мальчишку-сироту (государство


ей выделило положенную сумму)


и изготовляла черепаховые пепельницы.



Для начала она опускала


черепаху в кипяток, ибо только так


мог отделиться


панцирь от тела,


и уже после этого


приступала к работе.



Вот тогда-то я и услышал,


как кричит черепаха:


то ли захлебывающееся верещание,


то ли писк, то ли тусклый шепот,


но и он постепенно смешивается


с бурчанием кипятка.



Вспоминаю бабку Марию:


как она сидела в нашем дворе


и все жаловалась на годы:


спрятала в духовку четвертную бумажку,


да и забыла, старая,


затопила печь.



Тело ее —


гранитная глыба мяса —


было недвижно,


глаза закрыты,


и если бы не холодное шевеление губ,


исторгавшее свой смутный заговор,


то запросто можно было подумать,


что она, сидя на табуретке,


спит.



Тоже повествование; отличие от прозы, на первый взгляд, минимальное — кажется, что только в разбиении на строки. Но здесь именно сам сюжет является поэтическим замыслом. Вообразить крик черепахи может только поэт. (Даже два поэта, но каждый по-своему. Могу предположить, что автор не знаком со стихотворением Дэвида Лоуренса “Черепаха кричит”.) Неожиданные переходы, сдвиги в повествовании — все это и делает текст поэтическим.



“Крик черепахи”. Вот о чем “повествует” поэзия. Его нельзя нарисовать, сыграть на сцене, сфотографировать. Только поэт способен нащупать и воспроизвести эту несуществующую, отдельную восьмую ноту.



Дмитрий Тонконогов



ВОСЬМАЯ НОТА



Другие статьи в литературном дневнике: