Архипу Куинджи - 180 лет

Ирина Юрская: литературный дневник

Архипу Куинджи - 180 лет. Сердце Куинджи, с рождения его, наполнял свет романтизма, свет приазовских просторов... Он, несомненно, романтик. О Куинджи Александр Цыганков: "Романтики понимали природу как тайну, которую нельзя разгадать до конца. Даже на языковом уровне происходит переход от ничего не говорящего «предмета» к «вещи»... Слово «вещь» этимологически связано с глаголом «вещать» " Вещь - не предмет, через вещь Природа вещает! Далее Цыганков углубляется в тему важности "распредмечивания" Природы, романтического распредмечивания: "Чтобы проиллюстрировать отчуждение, опредмечивание природы и борьбу романтизма против подобного образа мыслей и способа виденья, давайте обратимся к сказке «Аист-халиф» Вильгельма Гауфа...
Общий сюжет сказки следующий: халиф получает от злого колдуна волшебный порошок, при помощи которого у него появляется возможность превращаться в зверей. Однако он должен при этом помнить одно важное латинское слово, иначе он не сможет превратиться назад в человека. Это слово — mutabor, с латинского оно так и переводится — «Я превращаюсь». Это слово халиф забывает после того, как начинает смеяться, видя танцующего аиста, и сам больше не может превратиться в человека... Что происходит потом, как халифу удается вновь стать человеком? Он встречает заколдованную сову (саламандру - в экранизации сказки),
которая показывает ему то место в пустыне, где раз в год злой колдун встречается со своими друзьями.
И тут начинается для нас самое важное. Во время встречи колдун говорит своим друзьям о том, что может превращать людей в животных... На что друзья ему отвечают, что это далеко не новость - много кто умеет так делать. Тогда он говорит о том, что может превращать животных в людей и делать из них слуг... Дальше же следует демонстрация самого превращения: появляется крокодил, которого насильно превращают в «человека». Иными словами, подчиняют его воле и желаниям злого колдуна, опредмечивают его. После этого события замок исчезает, а халиф вновь приобретает человеческий облик. Сова-
(саламандра) превращается в волшебную фею (у Гауфа - в прекрасную принцессу), Фея говорит ему, что она «должна спасти несчастных животных». «Тех, кого он, злой волшебник превратил в своих слуг?» — спрашивает халиф. «Да, вернуть им прежний облик», — отвечает фея.
Вот наглядная иллюстрация идеи романтизма о необходимости выведения животных из статуса наших слуг и тем самым о необходимости прекращения использования Природы в наших собственных целях... Куинджи в картинах, изображающих лес и природу, близок к идеям романтиков и пытается преодолеть отчуждение природы, которую человек приспособил под свои цели."



Другие статьи в литературном дневнике: