Аристотель. Метафизика

Ирина Юрская: литературный дневник

«Метафизика» (с древнегреческого — "то, что после физики") — сборник сочинений Аристотеля, ставший первой основополагающей работой одноимённого раздела философии. Труд Аристотеля состоит из 14 книг, в которых описывается учение о первоначалах, составляющих предмет мудрости.


Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия, это:
- форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»),
- материя («Из чего?»),
- цель («Ради чего?»),
- перводвижитель («Откуда начало движения?»).


Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.


Книгу I Аристотель начинает с утверждения, что «все люди от природы стремятся к знанию», поскольку они стремятся к восприятиям. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт. Высшее знание, знание самоценное — мудрость — знание причин и начал... Однако всё знать нельзя, но можно знать причины всего. В третьей главе Аристотель перечисляет четыре причины всего:


Сущность (усиа)
Материя (хюле)
Начало движения (хэ архэтэс кинэсэос)
Благо (агатхон)


Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или четырёх элементах сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (гл.5) и Платона (гл.6).


В книге II Аристотель определяет философию как знание об Истине, причём Истина оказывается Целью знания.


В книге III Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Он также критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными.


Книга IV посвящена понятию сущности. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа.


Книга V посвящена началу движения. Аристотель говорит о том, что все причины суть начала. Здесь он также рассуждает об элементах, которые являются неделимыми составными частями; и о природе. Он сообщает, что сущностями могут быть названы и простые тела. В главе 12 раскрывается понятие способности/возможности как начала движения.


В книге VI Аристотель говорит о трёх видах умозрительного знания: математика, физика (то есть естествознание) и учение о божественном.


В книге VII Аристотель продолжает разговор о сущности.


В книге VIII он переходит к разговору о началах: причинах и элементах сущностей. Аристотель подчеркивает, что наименее спорными считаются чувственно воспринимаемые сущности, которые имеют материю. Он замечает, что форма вещей может быть отделена от самих вещей только мыслью


В книге IX Аристотель разбирает отношения возможности и действительности (осуществлённости). Возможности делятся в свою очередь на врождённые и приобретённые.


Книга X начинается с рассмотрения вопроса о едином, которое бывает либо непрерывным, либо целым.


Одиннадцатая книга начинается с рассмотрения мудрости как науки о началах. Аристотель противопоставляет единичные вещи общим понятиям и ставит под вопрос реальность последних. Он также рассматривает такие виды изменения как возникновение и уничтожение. В этой главе он перечисляет 7 категорий: сущность, качество, место, действие, страдание, отношение и количество.


Двенадцатая книга. Аристотель отмечает, что предметом его рассмотрения является сущность, которая может иметь весьма различное толкование. Древние относили к сущностям стихии, а современные философы — общие или родовые понятия. Далее он рассматривает понятие Первого Двигателя, который есть неподвижная, Бесконечная Причина, Бог или Разум (Нус), цель которого — стремление к Благу и порядку в действительности. Здесь же Аристотель приводит своё знаменитое утверждение, что всё изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности. Причем всё, что подвержено изменению, материально.


Тринадцатая и четырнадцатая книги


Книги XIII—XIV посвящены критике эйдосов и чисел, якобы существующих помимо вещей. Аристотель подобно Платону разделяет прекрасное и благо, ибо первое относится к неподвижному, а второе — к действию. Однако в противовес своему учителю он противопоставляет общее сущности.


Мыслители и школы, упоминаемые в сочинении
Алкмеон Кротонский
Анаксагор из Клазомен
Анаксимен
Антисфен
Аристипп
Архит
Демокрит
Диоген
Гераклит из Эфеса
Гермотим из Клазомен
Гесиод
Гиппас из Метапонта
Гиппон (философ)
Ксенофан
Кратил
Левкипп
Ликофрон
Мелисс
Парменид
Пифагор
Пифагорейцы
Платон
Протагор
Сократ
Спевсипп
Фалес
Ферекид
Эврит
Эмпедокл
Эпихарм



(Википедия)



Другие статьи в литературном дневнике: