Аристотель. Метафизика«Метафизика» (с древнегреческого — "то, что после физики") — сборник сочинений Аристотеля, ставший первой основополагающей работой одноимённого раздела философии. Труд Аристотеля состоит из 14 книг, в которых описывается учение о первоначалах, составляющих предмет мудрости. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия, это: Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей. Книгу I Аристотель начинает с утверждения, что «все люди от природы стремятся к знанию», поскольку они стремятся к восприятиям. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт. Высшее знание, знание самоценное — мудрость — знание причин и начал... Однако всё знать нельзя, но можно знать причины всего. В третьей главе Аристотель перечисляет четыре причины всего: Сущность (усиа) Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или четырёх элементах сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (гл.5) и Платона (гл.6). В книге II Аристотель определяет философию как знание об Истине, причём Истина оказывается Целью знания. В книге III Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Он также критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными. Книга IV посвящена понятию сущности. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа. Книга V посвящена началу движения. Аристотель говорит о том, что все причины суть начала. Здесь он также рассуждает об элементах, которые являются неделимыми составными частями; и о природе. Он сообщает, что сущностями могут быть названы и простые тела. В главе 12 раскрывается понятие способности/возможности как начала движения. В книге VI Аристотель говорит о трёх видах умозрительного знания: математика, физика (то есть естествознание) и учение о божественном. В книге VII Аристотель продолжает разговор о сущности. В книге VIII он переходит к разговору о началах: причинах и элементах сущностей. Аристотель подчеркивает, что наименее спорными считаются чувственно воспринимаемые сущности, которые имеют материю. Он замечает, что форма вещей может быть отделена от самих вещей только мыслью В книге IX Аристотель разбирает отношения возможности и действительности (осуществлённости). Возможности делятся в свою очередь на врождённые и приобретённые. Книга X начинается с рассмотрения вопроса о едином, которое бывает либо непрерывным, либо целым. Одиннадцатая книга начинается с рассмотрения мудрости как науки о началах. Аристотель противопоставляет единичные вещи общим понятиям и ставит под вопрос реальность последних. Он также рассматривает такие виды изменения как возникновение и уничтожение. В этой главе он перечисляет 7 категорий: сущность, качество, место, действие, страдание, отношение и количество. Двенадцатая книга. Аристотель отмечает, что предметом его рассмотрения является сущность, которая может иметь весьма различное толкование. Древние относили к сущностям стихии, а современные философы — общие или родовые понятия. Далее он рассматривает понятие Первого Двигателя, который есть неподвижная, Бесконечная Причина, Бог или Разум (Нус), цель которого — стремление к Благу и порядку в действительности. Здесь же Аристотель приводит своё знаменитое утверждение, что всё изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности. Причем всё, что подвержено изменению, материально. Тринадцатая и четырнадцатая книги Книги XIII—XIV посвящены критике эйдосов и чисел, якобы существующих помимо вещей. Аристотель подобно Платону разделяет прекрасное и благо, ибо первое относится к неподвижному, а второе — к действию. Однако в противовес своему учителю он противопоставляет общее сущности. Мыслители и школы, упоминаемые в сочинении
© Copyright: Ирина Юрская, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|