***На Булгакова стоит смотреть глубже, с человеческой высоты, а не политизировать его творчество и фрагментарно высматривать в Воланде советского тирана. Булгаков, пусть и с мистическим уклоном, следовал русским литературным традициям в изучении основ земного сущестования. Он писал свой роман более десяти лет, разумеется, не для того, чтобы осмысливать свои личные отношения с властью. У Булгакова Христос при первом впечатлении вышел слабым, беспомощным, Понтий Пилат и Воланд вызывают мнимую симпатию, но настает момент и все переворачивается на свои человеческие места. Этот момент приходит при чтении романа, так его нельзя выявить. Напоминает жизнь - у каждого человека есть свой решающий момент. Художника Ге тоже упрекали в том, что на его картинах Спаситель изображен уродливым, на обезображенном лице - катастрофическое чувство сломленности. Этот образ напоминает Мастера. И в этой надломленности раскрывается суть несовершенства мира. Зло не имеет различий и ограничений во времени - оно остается одним и тем же и при Пилате, и при Сталине, и при современных правителях. Зло лепит нашу жизнь и все мы прилепляемся к этому злу. Знаете, в конце романа Булгаков так и не дает разрешение проблемы выхода из этой паутины, искупительная смерть, возможно, спасает человеческую натуру от вечного проклятия. Все нужно принимать, как есть и если тебя убивают после того самого решающего момента, то ты искупляешь себя и возлагается ответственность на убийц. Долго ведь мучился Пилат. Булгаков рекомендовал никогда и ни о чем не просить сильных мира сего, он надеялся на совесть, которая, может быть, изнутри распутает эту паутину. Вопрос в том, где совесть у тех, кто управляет миром и что нужно сделать, чтобы совесть была неотъемлемой частью людей? Такие романы пишутся в первую очередь для Пилатов, а история России очень уж выпукло показывает, что отечественные Пилаты бессовестны до безумия. © Copyright: Альбер Комб, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике: |