Властители дум

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Журналистика всё больше превращается "во вторую древнюю профессию", если уже не превратилась. В большинстве публикуемых материалов "торчат уши" заказчиков, как их не пытаются скрывать авторы. Об объективности даже смешно говорить, она ныне определяется деньгами, и, как правило, большими.
Это касается и западных СМИ, и постсоветских. Постсоветских, может быть, еще в большей степени, поскольку многие бывшие советские журналисты впервые почувствовали "запах и вкус" больших денег, не говоря уже о молодых, не знавших советских реалий и смотрящих чаще всего на запад.
В советское время западные СМИ казались верхом свободы мысли и объективности. И как было не воспринимать их такими, если в СССР глушили западные "голоса"? Значит, думалось, есть что властям скрывать от народа.
Именно с таким убеждением я в свое время стала сотрудничать со "Свободой", с ее белорусской службой. Первое отрезвление произошло в августе 1991 года, когда мое возмущенное выступление против ГКЧП поставили лишь на следующий день после записи материала. Как пояснила сотрудница службы, материалы по осуждению ГКЧП велел придержать Госдепартамент США, поскольку руководство Америки решало, поддержать ли Ельцина или гекачепистов.
Вот вам и объективность "независимой" радиостанции! С того времени много раз случались ситуации, в которых об объективности и говорить не приходилось. Во время первой президентской кампании в Белоруссии в 1994 году отвергались мои материалы о кандидате в президенте Лукашенко, потому что тогдашний руководитель белорусской службы, старый эмигрант, был убежден, что победит Позняк, которому симпатизировала вся белорусская эмиграция.
О самом Позняке запрещалось писать что-либо критическое, поскольку это "национальный лидер".
И подобных примеров было множество, и в конце концов я "стукнула дверью" и перестала сотрудничать со "Свободой".
Как известно, ранее радиостанция "Свобода" находилась в Мюнхене, и когда было объявлено о переводе в Прагу, старые кадры стали всячески сопротивляться этому:материальные условия работы в Германии были намного лучше, чем те, которые предлагались в Чехии. Началась долгая мышиная возня. Руководители служб дали задания своим корреспондентам собирать в своих странах подписи известных людей, которые возражают против переезда станции в Прагу. Мне "достался" Василь Быков, который охотно подписал подобный "документ".
Разумеется, это не помогло, станция переехала, а многие старые кадры ушли на пенсию. Ушел, спустя несколько лет, и прежний руководитель белорусской службы, но политика "подстраивания" под политику американского правительства даже усилилась, поскольку ее возглавил бывший заведующий белорусской партийной газеты "Звязда" (Звезда),- на эту должность в советское время утверждали в ЦК Компартии. А он-то привычен к идеологическим установкам, а то, что они поменялись полюсами, его отнюдь не смутило. Как, кстати, и самих американцев, хотя о новом заведующем ходили слухи, будто он был связан с КГБ.
Теперь он у них на самом лучшем счету, поскольку умеет дружить с американским начальством, четко выполнять их указания и не выставлять им какие-либо требования.
Да и в отличие от русской службы, она невелика,-лишь недавно ей добавили одиннадцатого штатного сотрудника. Сколько в русской службе, не знаю, она уже не раз реорганизовывалась, в ней постоянно менялись руководители, упразднялись самые интересные программы, и ныне служба весьма скучна и банальна, намного менее интересна, чем российские СМИ, и если бы ее сегодня целиком упразднили, никто бы и не заметил.
Теперь начата очередная ее реорганизация. Пока трудно понять, в чем ее суть и чем она завершится в окончательном варианте. Вроде бы пражскую редакцию собираются перевести в Москву, а это вызывает сопротивление сотрудников.
И снова, как в случае перевода станции из Мюнхена в Прагу, начали собирать "подписи протеста", хотя прежний опыт показал, что эта затея безнадежная и ничего не даст. Уже уволено большое количество корреспондентов (а, может быть, и все) Московского бюро радио. И уволенные журналисты начали во всю клеймить "тупость" руководителей станции, писать в Конгресс, и даже устроили пикеты у ... посольства США в Москве.
Появились интервью бывших сотрудников "Свободы", которые тоже задним число ругают "Свободу" за необъективность, а руководство станции за непонимание российских реалий, особенно во время правления Путина, и даже упрекают его в том, что оно пресмыкается перед российским президентом.
Всё это довольно противно. Пока работали, начальство, выходит, было хорошим, а уволили,- сразу поняли его тупость.
Вот какие нынче "властители дум".



Другие статьи в литературном дневнике: