Пропагандисты сменили поэтов

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прочтенный роман Еремея Парнова о Шандоре Петефи поневоле заставил размышлять о революции, поэтах революции, и, разумеется, о том, что происходит в современном мире. И отметить, что если в девятнадцатом-двадцатом веках революции были достаточно частыми, а посему было и немало поэтов революции, то в двадцать первом веке, этого уже нет.
Есть террор, перевороты, этнические чистки, но какая идеология за всем этим стоит? Не случайно словосочетание "арабские революции" всегда брали в кавычки, да и то довольно быстро заменили на "арабскую весну", чтобы облечь случившееся в более благопристойный фон.
Привычные революционные лозунги -свобода, равенство и братство - давно похоронены Западом под лозунгами демократии, которые должны быть исполненными только в их понимании и не иначе, независимо от того, насколько они подходят той или иной стране.
Национальные и ментальные интересы народа, которому насаждают эту демократию, в расчет не берутся. Революции же обычно начинались именно потому, что народ хотел, прежде всего, обрести национальную свободу, быть хозяином в своей стране.
Это вдохновляло и поэтов, которые воспевали идеалы свободы и звали народные массы сражаться за них.
А кого может вдохновить привнесенная извне "демократия"? И вместо поэтов теперь мы видим "пропагандистов", которые заняты тем, что провозглашают свои, отнюдь не духовные ценности, как то, к чему должен стремиться каждый, кому они их навязывают.
И навязывают, разумеется, совсем не бескорыстно, о чем свидетельствуют и события на Украине.
Где уж тут до поэзии. И не случайно на Майдане выступали не столько поэты, сколько оппозиционеры -артисты и музыкальные группы разных калибров. Поэт-бессребренник вроде Петефи сегодня, скорее всего, был бы не ко двору. О чем сегодня чаще всего говорят в Киеве на всех уровнях? Нужны деньги, деньги нужны, нужны деньги...- интонации разные, а смысл один.
А слово "свобода" притулилась уже где-то в углу. Самые крикливые уже получили свою толику власти, хотя как будто и в помыслах у них не было пойти во власть. Бия себя в грудь, утверждали они.
Жалко бедную Украину.



Другие статьи в литературном дневнике: