О символизме в пушкинской прозеВ "Гробовщике" в обличье героев вымышленной повести у Пушкина являются исторические персонажи: последний русский патриарх Адриан, первый русский император Петр - его младший современник... В столкновение приходят XVII век - с XVIII-м, старая Русь - с новой Россией. И одновременно символический сюжет повести Пушкина расширяет ее границы до масштабов всемирной истории: в воображении, в ночных кошмарах ее персонажа творится Апокалипсис. Последняя апокалиптическая битва, Армагеддон. Которая, как и положено, завершается обретением "жизни новой"... Подходам к изучению символизма пушкинской прозы посвящена работа "Три заметки о повести Пушкина "Гробовщик": "Три лубка", "Гробовой крон" и "Московская топография". Ее первоначальный вариант был опубликован в сборнике "Московский пушкинист" (вып.Х. М., 2002); за содействие в этой публикации автор благодарит Т.А.Алексееву, И.З.Сурат, В.С.Непомнящего, В.А.Кожевникова. Продолжением исследования религиозно-символической концепции повести "Гробовщик" служит работа под названием "Убогой дом" (Пушкин и английский путешественник XVIII века Джон Кук". Завершает этот цикл исследований статья, посвященная композиции цикла "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина" в целом. Обнаруживается соотнесенность каждой из пяти повестей с воскресными богослужебными чтениями перед Великим постом. © Copyright: Алексей Юрьевич Панфилов, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|