Бомба во рту

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня просматривал фотографии, которые сделал в Берне. Туда я поехал в воскресенье вместе с однокурсниками. Точнее, там было два однокурсника – один из Азербайджана, а другой из Эритреи. Именно последний был одним из организаторов сходок выходцев из этой страны в Швейцарии. В определенное время они встречаются в каком-либо городе, совершают мессу в церкви, после чего у них начинается культурная программа с обедом. Принять участие в этом мне предложил азербайджанец, который уже не раз ездил с африканцами. «Эритрейцы – удивительные люди, очень радушные и спокойные», - уверял он меня. Оказывается, христианские религиозные сообщества оказывают поддержку многим африканцам, организуют им фестивали, встречи, праздники, финансируют до 90% всех затрат.


Я согласился. Но не столько из-за того, что хотел интегрироваться в эритрейскую среду, сколько была возможность немного пошататься по столице государства. У нас с азербайджанцем намечалась встреча с его товарищем, и мы имели определенные планы.


Встретились мы на автобусной стоянке для туристов рядом с центральным вокзалом Цюриха. Там уже было много африканцев, одетых как в национальные костюмы, так и в современные. Был даже парень-священник. В 11.20 часов мы взяли путь, и за полтора часа добрались на автобусе до Берна. В салоне сидело много эритрийцев. Билет стоил в оба конца 25 франков, хотя на поезде мне обошелся бы билет в 80. Нас представили всем, хотя азербайджанца уже знали. Потом поставили видеокассету о свадьбе эретрийцев в Женеве. Вначале было интересно смотреть. А потом стало скучно. Меня убивала монотонная музыка, казалось, у песен нет припевов. Все идет в одном ритме и в одном стиле. Можно слушать пять минут, десять... но не больше – потом устаешь. А танцы... как бы объяснить их. Типа, они идут кругом и немного подпрыгивают. Нет резких или энергичных телодвижений, словно, все уснули и их иногда будят электрошоком, мол, продолжайте движение. Не хочу этими словами унизить или оскорбить эретрийскую культуру или традиции, просто передаю свои ощущения и впечатления.


Зато мне понравилась их кухня. Она может вызвать тошноту у неосведомленного, поскольку, если честно, внешний вид блюд не вызывал симпатии и восторга. Но я смотрел в корень, точнее в то, как это сделано. Мясо оказалось острым, а это я страшно любил. Когда попробовал первый кусочек, то мне показалось, что во рту взорвалась бомба. Слезы выступили из глаз, казалось, что я стал Змеем Горынычем и сейчас своим дыханием всех спалю. Азербайджанец смотрел на меня с улыбкой: ага, спасовал?


Как бы не так! Я набросился на еду и в одно мгновение слопал свою порцию. Эретрийцам это понравилось, и мне предложили взять добавки. Я не отказался. Съел и второе блюдо. Все это происходило в столовой церкви Святого... эээ, забыл имя этого человека., извиняюсь. Знаю, что в минуте ходьбы расположен дом, где семь лет проживал Альберт Энштейн. Кстати, возле этого памятника истории я сфотографировался.


Во время пирушки мы познакомились с одним эретрийцем, который знал русский язык. Спокойный парень, он рассказал, что учился два года в Санкт-Петербурге на врача (языковый курс проходил в Ставрополье), но вынужден был уехать. Почему? – поинтересовался я.


- Расизм, - пояснил тот. – Много убивают чернокожих. Стало страшно.
Мы с азербайджанцем промолчали. Эта тема была понятной. В России, к сожалению, жертвами скинхедов, милиционеров и мафии становятся многие представители Средней Азии и Кавказа. Говорят, каждый день летит в Ташкент или Душанбе из Москвы самолет, на борту которого гроб с убитым или умершим от чего-то узбеком или таджиком. Страшно...


Вечером мы возвращались домой. Беседа была более оживленной. У меня же во рту продолжал полыхать пожар. М-да, вакуумная бомба...



Другие статьи в литературном дневнике: