Я буду возделывать свой сад

Алишер Таксанов: литературный дневник

Десять лет назад я взял интервью у ректора Самаркандского института иностранных языков Юсуфа Абдуллаева. О нем я знал еще от отца, с которым он работал еще в комсомоле. И отец высоко ценил этого человека. Лишь потом я узнал, что у Ю.Абдуллаева была нелегкая жизнь, и ему пришлось уехать в Южную Корею, чтобы там преподавать. И сейчас я просто хочу вспомнить ту встречу...



«Я БУДУ ВОЗДЕЛЫВАТЬ СВОЙ САД»
Именно с этим фаустовским выражением приступил к реформированию Самаркандского института иностранных языков Абдуллаев Юсуф Негматович, когда в 1994 году был назначен ректором.


До этого момента Абдуллаев имел большой опыт в государственной и дипломатической работе и, нужно сказать, проявил себя как профессионал и энтузиаст на всех местах, куда направляло его правительство. Стоит вспомнить, как он налаживал межгосударственные связи, будучи в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла Узбекистана в России, или поднимал на новые высоты высшую школу, работая заместителем министра высшего и среднего образования республики, или в Кабинете Министров скорпулезно работал над программами развития науки и просвещения. И единственным минусом было то, что практически 27 лет он отсутствовал в своем родном городе – Самарканде. Назначение на должность ректора Абдуллаев воспринял спокойно и ровно - как очередное правительственное задание.


“Но когда я впервые увидел институт, то мне стало не совсем по себе, - вспоминает Юсуф Негматович. – Его материально-техническое положение и внешний облик никак не соответствовали понятию храма науки и образования. Трудно было поверить, что в помещениях, больше приспособленных для склада, получали знания студенты. Не в лучшем состоянии был и кадровый потенциал. Я бывал во многих странах и знаю, что никакое государство не может добиться прогресса, если не сумеет подготовить специалистов. И я начал с этого. Мой сад – это институт, и именно здесь должны быть получены первые плоды и цветы успеха.


Признаюсь, когда я выступил перед коллективом со своей программой, то увидел усмешки. Тогда мало кто верил в меня и в возможность изменить существующее положение”.


Но поверить, что новый ректор не отходит от своих слов ни на йоту, пришлось вскоре многим. За несколько лет Самаркандский институт иностранных языков преобразился и внешне и внутренне. Был произведен ремонт здания, обновлены кабинеты, поставлены современные технические средства обучения. С целью повышения квалификации и получения необходимого опыта, как когда-то это делал Петр-первый, Абдуллаев стал направлять за границу преподавателей и студентов. Конечно, признался он, мне пришлось очистить институт от людей, запятнавших честь и высокое звание учителя. Я выступил резко против внеуставных отношений. В жизни много путей, но праведный один. Это тот путь, который ведет в храм – храм культуры, достоинства, знаний и благопорядочности .


И сейчас я могу похвастаться, что удалось добиться многого. В институте созданы профилирующие языковые центры. Сейчас на всех факультетах обучается свыше 1,5 тыс. студентов, когда раньше их едва насчитывалось 450. Работает свыше 34 иностранных преподавателей, обучающих узбекских студентов 13 языкам (кстати, раньше в институте преподавали всего лишь три языка). Налажены партнерские связи с другими вузами мира. Уже сейчас четыре студента направляются на четырехмесячную стажировку в Италию, один – в Египет, а другой – в США, штат Оклахома. Кстати, в мае к нам прибыло 10 партнеров из Колорадо и Оклахомы.


- Кстати, я был поражен картинной галереей, расположенном на всех этажах института, а также стенной панорамой “Великий Шелковый путь”, - заметил я. – Признаюсь, не в каждом заведении встретишь такое. Не боитесь, что кто-нибудь испортит их или изгадит?
Юсуф Негматович был настроен оптимистически:
- Самаркандские студенты уже не те, что были десять лет назад. У них ощущается живая тяга к наукам и знаниям. Это, естественно, повышает культуру. Вы сами видите, что ни одна картина не испорчена. Более того, сами студенты охраняют их от любого посягательства. А разве это не успех вуза?


- Но есть ли специфика у вашего института? – поинтересовался я у ректора. – Чем это заведение отличается, например, от других языковых учебных заведений?
- Доминанта у САМГИИЯ заключена в самой специфике города, - ответил с достоинством Юсуф Негматович. – Самарканд – это не просто центр древней восточной культуры, истории и традиций. Это туристический и религиозный узел, связывающий многие регионы мира. Нужно сказать, что весьма странной была ситуация, когда в Сердце Великого шелкового пути отсутствовало заведение, готовящее специалистов по туризму. Именно туристическое направление стало основным в подготовке наших специалистов. Здесь мы обучаем студентов, как будущих педагогов и переводчиков, не только языкам, но и преподаем им дисциплины, связанные с маркетингом и менеджментом, экономикой и психологией, философией и политикой туризма. Практически наши студенты получают второе образование.


Последние фразы Абдуллаев говорил с некоторой горечью, поскольку непосредственное право готовить кадры по туризму было “изъято” у института. К счастью, учебные программы не были столь существенно изменены, и поэтому город ежегодно получает квалифицированные кадры для туристической сферы. Кстати, в мае 1999 года САМГИИЯ провел международную научную конференцию “Узбекистан в 21 веке”, где поднимались вопросы создания свободных экономических зон (СЭЗ) и развития туристического потенциала Самарканда. Причем, об этом говорили не только местные, но и зарубежные эксперты.


Между тем, уже сейчас существует три проекта, подготовленные как органами власти, так и частными лицами, узбекско-американским СП “Авиализинг” и зарубежными экспертами, в которых предполагается развить потенциал города в туристическом, транзитно-коммуникационном и производственно-дистрибьюторском направлении. Среди них стоит особо выделить проект “Жемчужина Востока”, предполагающего трансформировать местный аэропорт крупный международный хаб – транспортный узел Центральной Азии. Предполагается, что хаб станет перекрестком между Европой и Юго-Восточной Азией. Кстати, такие функции сейчас выполняет Дубаи (ОАЭ), частично аэропорты Бишкека, Ашгабата.


Более того, по проекту в аэропорту Самарканда будет создана Зона свободной торговли, которая оживит местное производство и превратить город в региональный оптовый склад. Все это позволит подключить к работе третий проект – Специальную открытую зону по международному туризму “Самарканд”. Если удастся загрузить аэропорт, то туристический и грузовой поток переориентируется на Самарканд, и только тогда город и область получат возможность своего динамичного социально-экономического развития.
И поэтому Самарканду никак не обойтись без специалистов, которых готовит институт Абдуллаева.
(4.06.1999. Ташкент-Самарканд-Ташкент)



Другие статьи в литературном дневнике: