Можно было отправить и в африку

Алишер Таксанов: литературный дневник

Бывший министр иностранных дел Узбекистана получил новое назначение




20.10.2003. Недавно указом президента Узбекистана Абдулазиз Комилов был назначен Послом в США. Многие задались вопросом, что бы это значило – почетная и целенаправленная миссия или устранение от участия политических процессов в стране?
Второй вариант менее возможен, поскольку А.Камилов – фигура малозаметная внутри страны и практически неизвестная 99% населения. От него не зависит ни система налогообложения, ни финансовые потоки, ни инвестиции, ни распределение материальных ресурсов, даже ни культура и образование. МИД – это специфическая сфера деятельности, которая в условиях авторитаризма стала составной частью спецслужбы.


Вероятно, поэтому во внешнеполитическом ведомстве была сформирована соответствующая нагнетающая атмосфера, в котором каждый косился на другого, опасаясь кляузы, доноса или обгона по служебной лестнице. Подобные большевистско-чекистские методы управления привели к тому, что некоторые специалисты вынуждены были уйти с работы сами, других уволили под идиотскими предлогами. Подбор и расстановка кадров были поставлены не на самом лучшем уровне. Сами судите, едва закончив вуз, дочь президента становится советником министра, в то время как эту должность занимал профессор Гога Хидоятов, специалист по истории и теории дипломатии. Дети из кланов, и месяца не проработав в МИДе, укатывают за границу.


Не проявил себя никак А.Камилов и на внешнеполитической арене. Ташкентская конференция по безопасности в Центральной Азии 1995 года, которую хотели сделать альтернативой казахстанской Совещанию по мерам доверия в Азии (СВМДА), затухла и не стала авторитетной, зато в соседней стране СВМДА продолжает функционировать. Чувство презрения к Узбекистану появилось у многих Латиноамериканских стран, когда Ташкент проголосовал за торговое эмбарго и экономическую блокаду Кубы. Тогда А. Камилов обосновал этот шаг тем, что Куба проповедует коммунистический фундаментализм, забыв, что он сам когда-то был коммунист, да и тесть имел какое-то отношение к ЦК Компартии Узбекистана.


С огромным опозданием были установлены дипломатические отношения Узбекистана с Арменией и Азербайджаном, далеко не самые лучшие отношения сложились с соседями – Таджикистаном и Кыргызстаном, нельзя сказать, что теплые и с Казахстаном. В отношении Туркменистана и говорить нечего – тут сплошной дипломатический провал. В период боевых действий с исламскими экстремистами узбекское внешнеполитическое ведомство оказалось не на высоте, сначала через корреспондента Шахнозу Ганиеву сообщив, что, мол, это не мы бомбили кыргызский кишлак, а на следующий день признавшись: да, это сделали мы! И координация действий между странами показало, что с терроризмом нам не справиться, в чем немалая вина МИДа Узбекистана.


Странное поведение Ташкента в отношении СНГ привело к тому, что нас не приглашают участвовать в интеграционных образованиях. Какая-то аморфная политика проявляться и в отношении Организации Экономического сотрудничества (ЭКО), а особенно - в Организации Центрально-азиатского сотрудничества, которая уже четырежды меняла вывеску с 1994 года, а воз и ныне там – нет ни хрена никакой интеграции. Сплошная болтовня на министерском уровне. Если А.Камилов говорит об успехах сотрудничества с соседями, это значит, что ввели новые запреты, например, на пересечение узбекскими гражданами узбекско-казахстанской границы и установлении новых противопехотных мин на узбекско-таджикской границе. Зато молчат о событиях антиправительственного переворота в Таджикистане, организатор которого – полковник Худайбердыев до сих пор находится в Узбекистане.


А.Камилов с чекистской подозрительностью отсеивает журналистов, решая, кому давать, а кому нет аккредитацию. Поэтому многие узбекские репортеры работают практически нелегально из-за этого.
Некоторые приписывают к заслугам А.Камилова то, что США стало проявлять активный интерес к Узбекистану. Вспомните, что в течение многих лет США игнорировали эту республику, считая ее недемократической. Билл Клинтон долго не хотел встречаться с Исламом Каримовым. Даже первый узбекский посол Маликов сбежал в США, о чем А.Камилов не любит вспоминать.


И лишь трагические события 11 сентября стали поводом к тому, что США обратили свой взор на этот регион. Как тут возликовали в МИДе Узбекистана: мол, прорыв, мы добились своего, и в этом личная заслуга самого великого-превеликого министра! Черта с два! До сих пор США оказывают содействие республике лишь порциями и по строго ограниченным направлениям. Саммит Европейского банка реконструкции и развития в Ташкенте продемонстрировал, что инвестиции и дальше будут ограниченными, если в Узбекистане не произойдут демократические реформы. После некоторого отсутствия возвращается Международный валютный фонд. Если уже экономические институты требуют политических реформ, то, значит, в царстве не все ладно.


Таким образом, А.Камилов – весьма посредственный дипломат и тем более эффективный руководитель министерства. Но почему он назначен послом в США, в государство, за которого официальный Ташкент хочет чуть ли не хочет выйти замуж?
Скорее всего, по инерции. Нужно же куда-то деть человека, за которым рашидовский клан. Не сумел он показать себя на посту госсоветника, вот и И.Каримов отправил его в «ссылку» в США. Хотя с таким же успехом мог отправить в Зимбабве или в Папуа-Новая Гвинея. Итог был бы таким же.



Другие статьи в литературном дневнике: