Хлопок руками хлопкорАбов

Алишер Таксанов: литературный дневник

Пора обсудить вопросы, связанные с привлечением несовершеннолетних к тяжелым формам труда, в частности, к сельскохозяйственным уборкам урожая. Ежегодно, осенью мы слышым о том, как та или иная область выполнила план по сбору хлопка-сырца, как труженники села с честью выполнили свои обязательства перед государством. Насколько справедливы средства массовой информации и честны те, кто озвучивает эти цифры?


Ведь доля собирающих урожай детей достигает 50% и выше от всех участников данной хлопкоуборочной кампании, но об этом ни одного слова из уст руководителей, ни одной строки в печати, ни одного репортажа по телевидению. Так, согласно статистике, в 2006/2007 учебном году в средней школе обучалось 5,687 млн. детей с 1 по 11 классы, получается, что практически около 5 млн. человек вывозились на поля (за исключением столицы). Вы не увидите за сбором хлопка милиционера, судью, прокурорщика, работника хокимията или министерства – подобный труд они не считают своей обязанностью. Но разве это обязанность школьников? Отражено ли это положение в законодательстве страны, в школьных уставах или приказах министерства народного образования? Нет, потому что это все – неформально, неофициально, но именно такое «нелегальное» право имеет большую силу, чем закон, в нашем обществе.


Власти не считают зазорным эксплуатировать подрастающее поколения, спекулируя понятиями «добровольная помощь», «трудовое воспитание», «проявление патриотизма», «экономическая заинтересованность» и прочее. Мол, дети сами хотят работать на полях, это их помощь родителям. Но разве все родители – фермеры или дехкане? Тогда почему не отправляют школьников на цементные заводы, на урановые рудники, на строительство зданий, охрану объектов, где работают родители этих детей? Может, это тоже «желание» школьников – стать скорее взрослым?.. Наивные ответы бюрократов вызывают в лучшем случае недоумение и презрение, а в худшем смысле - демонстрируют факты того, что именно власти заинтересованы в эксплуатации детей и сохранения такого статуса-кво и дальше. Вспомните историю, как нынешний премьер-министр Шавкат Мирзияев, будучи хокимом Джизакской области, ругал учителя, который отказался в плохую погоду вывести детей на поля, даже избил его прилюдно. Разве это не факт, что правительство сознательно игнорирует это позорное явление и запускает все административные ресурсы для мобилизации школьников и подростков на сельхозработы.


Согласно данным Отчета Программы развития ООН 2007-2008 «Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения», если в 2000 году в т.н. «неформальном секторе» (считай теневая экономика) было занято 41,3% от всех занятых в народном хозяйстве, то в 2005 – уже 55,5%, а это 5,9 млн. человек. В их числе и дети, которые не попадают в официальную статистику как рабочая сила, но которая нещадно эксплуатируются на сельхозработах, а также в иных отраслях экономики. Понятно, что государство сознательно создает такие условия, чтобы загонять бизнес в «тень», поскольку это способствует нелегальным доходам и коррупции, а с другой, позволяет скрывать реальное положение трудовых ресурсов. Более 2 млн. трудоспособных граждан ищут приложения труда в России, Казахстане, Кыргызстане, и они могли бы быть задействованы в аграрном секторе, если бы доходы и условия труда соответствовали нормальным, достаточным. А поскольку этого нет, то на поля гоняют детей, не способных постоять за себя, которым можно платить гроши или вообще не платить ничего, которых не обязательно кормить и создавать им безопасные условия труда. И никакая статистика не расскроет это.


В этом же отчете сообщается, что в 2001 году на селе было занято 55% от всех занятых в экономике. Какова же в них доля тех, кто живет в городе и ежедневно по принуждению выходит на поля, в том числе школьники? Сельские школьники уже с рождения осознают, что они рабы этой системы, это их обязанность – собирать урожай для каких-то теть и дядь, работающих в комфортных зданиях и катающихся в лимузинах. Известно, что средний размер семьи в селе на 2003 год составлял 6 человек, то есть 4 ребенка обязательно выходят на поле. В докладе так же отмечается, что уровень безработицы в целом по республике составляет 0,5% - кто поверит этому? Если есть безработица, то есть, значит, избыток трудовых сил, чем не основа для привлечения к уборке хлопка? Но почему-то гонят детей, а не этих безработных...


В период 1997-2006 годы на образование тратилось в среднем 9-10% ВВП и 23-39% государственного бюджета. Можно сказать, что эти деньги наполовину были закопаны в землю. Постоянные отвлечения детей от учебы ведут к диспропорциям учебного процесса и получения знаний. Так, согласно опроса Центра «Ижтимоий фикр» в 2006 году, около 80% выпускников школ считают, что получили недостаточно знаний для поступления в вуз! А как же может быть иначе, если из 9 месяцев учебы два-три вычитаются для исполнения трудовой повинности на полях? Получается и так, что этих знаний недостаточно и для повышения профессионального мастерства. Там же говорится, что 80% школьников знают о коррупции в вузах, в том числе 54% уверены, что это взяточничество широко распространено. Разве такие показатели должны радовать нас? Недостаток знаний компенсируется взяткой? Тогда что за специалисты выходят из наших вузов? Но в этом же отчете нет ни слова о том, что такие проблемы возникают и от того, что детей в принудительной форме отвлекают от учебы.


29 мая 2007 года в газете «Правда Востока» вышла статья «Новое время – и учиться по-новому», где отмечается, что «национальная модель» подготовки кадров Узбекистана получила широкое признание в мировом сообществе и становится объектом всестороннего изучения». Прежде всего, это ложь, так как в мире мало кто знает о существовании Узбекистана как страны, не говоря о том, что мало то осведомлен об «узбекской модели подготовки кадров». Более того, в Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии существуют свои апробированные системы, и от них никто отказываться не намерен. А чем хвастаться нам – привлечением детей к рабскому труду, отрывая от учебы, – это и есть «достижения» реформ в сфере образования? Кого же это заинтересует?


Посмотрим другую статью, посвященную молодежи. Недавно ИА «УзА» опубликовало статью «Состоялось заседание Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Узбекистана» от 7 мая 2008 года. В нем сообщается, что «в Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан состоялось заседание Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан. На заседании, которое вел Генеральный прокурор республики, председатель данной комиссии Р.Кадыров, была обсуждена работа... по созданию широких возможностей и оказанию помощи подрастающему поколению в обретении достойного места в обществе, ведении здорового образа жизни, а также вопросы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних». Эта комиссия обсуждала не факты эксплуатации детей, а о том, что «оказана практическая помощь более чем 138 тысячам детей, нуждающихся в государственной и общественной поддержке, даны соответствующие наставления 6 тысячам несовершеннолетних, в целях воспитания подрастающего поколения в духе преданности и любви к Родине в работу 17 тысяч первичных организаций общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот» вовлечено более 5 миллионов молодых людей, во всех образовательных учреждениях проведены встречи, направленные на повышение правовой культуры молодежи». Извините, сплошное бла-бла-бла – и ничего серьезного. Такое ощущение складывается, что читаешь статью времен полного социалистического застоя. Какой патриотизм может быть у тех, кого принуждают к труду с детских лет? Между тем, известно, что за последние 6 лет возрос коэффициент совершенных преступлений - до 30,9 на 100 тыс. человек. Разве нельзя утверждать того, что это – последствия той политики, что проводилось к людям в период их детства, когда травмировались сознание и психика?


В заключение своего доклада я хочу высказать такую мысль: у детей должно быть детство, нормальное, мотивирующее к самосовершенствованию. Нельзя загонять детские души в скорлупу бездуховности, отчуждения, а именно это и делается нынешними политиками, которые, с одной стороны, декларируют о свободе и правах человека, а с другой, делают все, чтобы этого не было. Двуличность политики создает предпосылки появления циничных и безнравственных людей. Фундамент этого был заложен в детстве, когда осуществлялась эксплуатация ребенка.


Недавно высший законодательный орган стран рассмотрел некоторые конвенции ООН и принял на себя обязательства их исполнять. Думаю, что нам следует принять участие в общественном контроле за исполнением их со стороны правительственных учреждений. И осенняя страда 2008 года покажет, насколько закон расходится с практикой.



Другие статьи в литературном дневнике: