Когда путь к сердцу лежит через желудок

Алишер Таксанов: литературный дневник

Или о серьезном труде Люды КАМИНСКОЙ


Из корпоративной газеты NURONews, 19.10.2000



Относительно питания все мы знатоки, если не спецы. Не зря, стоя в редких случаях у плиты и махая паловником, в голову лезут всякие околопищевые мысли, например, «Ешь ананасы, рябчиков жуй!», «Когда я ем, то глух и нем», «Не путай божий дар с яичницей» или «Когда волки сыты и овцы целы» и другие, которые свидетельствуют о том, что мы в верном направлении. Но бывает так, что в действительности в сфере кулинарного искусства мы все профаны, так как готовим еду от случая к случаю, не превращая эту деятельность в серьезную и порой опасную работу.
А вот некоторые каждый день совершают подвиг, который сравним с подвигами шахтеров, вырубающих стахановскую норму в забое, альпинистов, влезающих на Эверест, металлургов, выплавляющих чугун для наших ванн и труб, летчиков, перевозящих нас из Ташкента в Нью-Йорк, и милиционеров, проверяющих нас на соблюдение паспортного режима, и такие есть среди нас. Я имею виду прекрасную женщину, блондинку, между прочим, которая каждый день заботиться о питании нуроновцев. Я, с понедельника по пятницу за обе щеки наворачивая блюдо по первое число, иногда прихожу в восхищение: до чего вкусно бывает. И поэтому одно из первых интервью было решено взять у главного повара Nuron-group.
- Люда, как вас правильно называть? Ведь сейчас не употребляют архаичное слово «повар», а говорят менеджер по питанию…
- Это у нас Мурад менеджер по питанию…
- Мурад вообще-то менеджер по снабжению…
- Тогда я, значит, называюсь этим моднейшим словечком.
- Как вы относитесь к трем немецким «К», то есть «Kuche, Kirche, Kinder», что, переводя на русский означает «Кухня, Церковь, Дети»?
- У меня чуть иначе, то есть каждый день «Кухня, Кухня и Кухня», причем на работе, дома, в гостях. На «Киндер» не остается времени. А в церковь я иногда хожу, правда, по праздникам.
- Кулинария – это основная профессия?
- Кулинария – это дополнительный заработок, который превратился в основную. Дело в том, что по образованию я медик, точнее - медсестра.
- О-о, это очень близкие специальности - медсестра и повар!
- Нет, это разные понятия: кулинария разрешает есть все, а медицина все есть запрещает. Так что во мне живет дух противоречия.
- Есть ли любимое блюдо? Какое-нибудь изысканное и утонченное?
- М-м, вот раньше я любила готовить котлеты. Но сейчас я их просто ненавижу, так как делаю их два раза в неделю в массовым тиражом. Когда дома просят меня приготовить шницели или , то меня передергивает.
- Быть поваром, значит, быть серьезным человеком?
- В медицине нас учили относиться к делу с ответственностью, так как от наших знаний, способностей и серьезности зависела жизнь людей. Здесь на кухне от меня также зависит многое, скажем здоровье сотрудников «Нурона».
- Ага, значит, для вас приходящие в столовую с 12 до 14 часов нуроновцы это просто потенциальные пациенты?..
- Ну ты, Алишер, даешь!..
- Гм, начнем подход с другой стороны. Как удается готовить на сорок человек, и при этом чтобы качество еды не ухудшалось? Ведь обычно бывает так: чем больше жратвы, тем меньше она нам нравиться.
- Наверное, потому что я не повар-специалист. Конечно, я не любитель и не стажер в кулинарии, однако не стремлюсь экономить на качестве, как это делают профессиональные повара. Ведь там стремятся один продукт заменить другим, более дешевым. Я подобного избегаю.
- А бывает так: придешь домой с работы и – бац! – по запарке приготовишь ужин на сорок человек?..
- Нет, просто денег на столько продуктов нет! Да и Мурад ко мне домой ничего не привозит, так что коллективного ужина быть не может.
- Меню стандартное и утвержденное на сотню ближайших лет? По понедельникам, по моему, лагман, в пятницу – жаркое и так уже несколько месяцев… Или бывают какие-то новые блюда?
- Ну-у-у, мы иногда меняем блюда, например, очередность. А вообще-то лагман в пятницу…
- Ага, значит пятница – не рыбный день… Да, потянули бы организацию и производство трехразового питания для нуроновцев. Есть мнения у части народа выйти с предложением к боссу…
- Эх, если кровать поставите на кухне и дите мое привяжете здесь, то тогда, наверное, можно попробовать.
- Были ли индивидуальные заказы от сотрудников «Нурона»? Например, приготовить там устриц в соусе, лангустов в масле и сыре, фаршированных лягушек по-французски?
- Подобного никто не просил. Но нуроновцы ничего не просят, наверное, довольны тем, что я им готовлю.
- А добавки?
- Иногда, впрочем, если хватает.
- А еды много остается?
- Фактически все съедают, порой и не хватает. Сегодня, например, в казане осталась порция для шефа, но он не всегда обедает здесь…
- Печь не пробовали?
- Этим занимается другой специалист в нашей фирме… Мне нельзя создавать конкуренцию ее таланту.
- Хотите повысить квалификацию в кулинарии? Скажем на Ближнем Востоке или в Сахаре?
- С удовольствием.
- Честно говоря, у многих понятие столовая – это совковый образ общепита, где много мух, тараканов, вони, грязной посуды, бутылки из-под водки, прилипшей к столу гнилой скатерти… А у вас прямо таки западный стандарт…
- Алишер, о чем ты говоришь, у нас все как дома. Сюда заходят как в домашнюю столовую.
- Кого-нибудь успели отравить за свою кулинарную деятельность? Через это прошли ведь самые известные кулинары мира…
- А вы не знаете? В первый же день моей работы отравился шеф. Интересно, все сорок человек выдержали мое блюдо и остались живы, а шефу стало плохо. Хотя как врач могу сказать, что отравление произошло до того, как он испробовал мою стряпню.
- Кстати, вы навели меня на одну интересную мысль. У каждого водителя в машине есть аптечка, как в каждом здании должен быть огнетушитель. Может повесим на стене столовой большую-пребольшую грушу для клизмы. Это заставит нуроновцев не расслабляться и не давать волю желудку. Вид груши заставит их быть собранным и тщательно прожевывать пищу.
- Тогда сюда вряд ли кто зайдет. Ты видел, чтобы к стоматологу ходили по своей воле? Один вид бормашины приводит в дрожь. А груша пугает не меньше.
- Кухню каких стран вы знаете?
- Я же начинала кулинарную деятельность с пиццерии, поэтому изучила рецепты многих народов.
- А если в один день к вам подойдет Мурад и со вздохом скажет: «Мяса не было – купил саранчу, рис кончился – достал сено». Сможете приготовить деликатес?
- Если надо, то сделаю…
Вот какая замечательная у нас менеджер по питанию Люда Каминская.
Дегустировал блюда и вел беседу Алишер ТАКСАНОВ.



Другие статьи в литературном дневнике: