Я в зависти уж к вам опухла

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, вице-президент Всемирного банка Анна Бьерде восхищена реформами Узбекистана за последние годы. Она сетует: "Пять лет назад было сложно вести успешный бизнес в стране. Ограниченный доступ к иностранной валюте связывал руки предпринимателям. Почти половина от общего объёма валютных операций в Узбекистане осуществлялась на неформальных рынках. Налоговая система страны была тяжелым бременем для экономики. Из-за высоких налогов предпринимателям было невыгодно инвестировать в развитие своего бизнеса или создавать новые рабочие места. Найм новых работников обходился слишком дорого работодателям из-за высоких налогов на рабочую силу. Уклонение от их уплаты было повсеместным явлением. Поступление налогов и сборов в бюджет зависело от небольшого числа крупных компаний".


То есть Всемирный банк открыто признает, что "узбекская модель" с ее дурацкими пятью принципами породила коррупцию и теневую экономику огромных масштабов. Что Ислам Каримов - не великий реформатор и умный стратег, а обычный мошенник, надолго зацепивший свои штаны к креслу президекнта. И поэтому создал не рыночную экономику с вытекающими из нее политическими свободами и высокими социальными стандартами, а обычную зону, где всем правит "пахан" и его "уркаганы". Но вот зомбированная генерация считает своего "султана" самым лучшим человеком, давшего "мирное небо" и жизнь "не хуже других". И поэтому запечатлела Абдуганиевича в разных ипостасях на картинах, барельефах, видео, фото и строках на сайте "Ислам Каримов".
Безусловно, изменения имеются в стране после смерти бездарного правителя. Но ведь система в целом осталась прежней, имеются лишь косметические трансформации, а так самое главное - институт частной собственности не получил сильного статуса. И поэтому легко лишать собственника дома, имущества, бизнеса, финансов. Очень просто использовать репрессивные меры по отношению к предпринимателям, и не зря на прошлой недели вдруг всплыла тема "маски-шоу" - это когда силовые структуры, не имеющие никакого отношения к хозяйственным операциям, вмешаваются в экономический процесс, в контракты, осуществляют проверки, причем в самой грубой форме.
Изучая ситуацию в Узбекистане мадам Бьерде отметила как успехи, так и преподнесла свое видение на последующие шаги правительства, постарав при этом не замечать большого внешнего долга, экологических проблем, непотизма и клановости во власти, нетранспарентности финансовых закупок и тендеров, заказов, насаждения кластеров, миграции трудовых ресурсов в Россию, Казахстан и другие страны. Она была настроена на "позитив", и поэтому умолчала и о последнем расследовании радио "Озодлика" о коррупции в семье Шавката Мирзияева.
Ну, это понятно. ВБ должен финансировать правительства, чтобы делать их потом политически зависимыми и в долгосрочной перспективе экономическими донорами для самого банка. Это некая форма вампиризма. А вампиры не станут говорить жертвам плохих слов.


"Я в зависти уж к вам опухла",
Сказала банковский эксперт.
Хотя понятно, она - кукла,
Узбекистану дан "конверт".


В конверте том баблоса много,
Процент за них платить потом.
Но делают уж столь убого,
Что бить приходится кнутом.


Но вот банкирша лучше видит,
И оптимизма - хоть в кредит!
Да Банк клиентов не обидит,
Сам на процентах ведь сидит!


За внешний долг не отвечает,
Ответа нет уже давно.
Но прибыль Банк свой подсчитает,
Пускай с коррупцией темно.


А между итем, в стране все туго,
Народ на север все бежит.
И пусть там сложно, даже грубо,
Но жизнь там во всю стучит!



Другие статьи в литературном дневнике: