Человек, охлаждавший регион

Алишер Таксанов: литературный дневник

О реформах Шавката Мирзияева много дискутируют и будут дальше обсуждать как в социальных сетях, так и на официальном уровне. Несомненно одно, его первые шаги в области внешней политики стали значимыми для Узбекистана и для всего региона. Фактически, второй президент исправлял те ошибки, которые намерено совершал его предшественник. И об этом уже не скрываясь говорят публичные лица.
Так, Садык Сафаев, первый заместитель главы Сената Узбекистана, заявил, что "Ташкент проводил ошибочную политику в Центральной Азии... на публике звучали правильные декларации, а на деле рвались все былые контакты... В результате экономическим, культурным, научным и семейным узам создавались препятствия..."
Его мнение было опубликовано на сайте "Станрадар.Ком". Там же было отмечено: "Сенатор не назвал, кто именно виноват в провальной политике, приведшей к разрывам с ближайшими соседями, к испорченным отношениям. Это ясно и так. Разрушителем Средней Азии стал Ислам Каримов".
Но сам Ислам Каримов не мог бы совершить это в одиночку, там работала целая команда, которая гасила все поступательные движения в регионе, тормозила интеграцию, ставила барьеры между странами и народами. В итоге Узбекистан оказался в поясе недружественного восприятия, в Центральной Азии "похолодало", и динамику такой "заморозки" давал Ташкент.
Одним из тех, кто был таким "дедом-морозом" следует считать нынешнего главу МИДа Абдулазиза Камилова, человека, который сам сформировался под влиянием спецслужб СССР и работал как диверсант в дипломатии. Он получил славу интриганта не только в этом ведомстве, но и на международной арене, поскольку призывал соседей следовать договорам и соглашениям, а при этом хоронил обязательства Узбекистана перед другими. Пустословие стало спецификой политики Камилова. МИД имел смутные функции для страны, не приносил никакой пользы. И не зря Шавкат Мирзияев начал реформы в дипломатической службе именно с переориентации структуры на реальные дела: инвестиции, туризм, содействие миграции, защита собственности и личностей, открытие границ, безвизовые режимы.
Все это можно было сделать раньше, еще 15-20 лет назад. Нол Камилов, который уже тогда руководил ведомством, всячески этому сопротивлялся. Ибо его гэбистское мышление восставало от мысли того, что могут быть какие-то свободы для граждан, бизнеса и инвесторов. Его-то учили совсем другому.
Садык Сафаев прекрасно знает кухню МИДа и самого Хафизыча. И понимает, что эта персона сыграла самую зловещую роль в отношениях режима с соседями. Конечно, и Сапармурат Ниязов не подарок, но умный политик мог ладить и с ним, если знает дипломатию. Судя по всему, Камилов был плохим стратегом и еще хуже тактиком. Поэтому его принцип дружбы заключался в минировании границы, введения визового режима с Кыргызстаном и Таджикистаном, негативном влияние на передвижение людей, капиталов и товаров. Это породили претензии в сфере землепользования, маркирования границ, водных ресурсов и энергетики. Холодная война вот-вот могла перерасти в настоящую горячую. Особая работа Хафизыча - это игнорирование тех документов, которые подписывались в двустороннем порядке и в рамках интеграционных структур (например, ОЦАС, ЭКО, ОДКБ). В итоге мы имели то, что имели.
Но придет время, и имено всех тех, кто создавал эпоху холода в регионе, официально озвучат. А сейчас они пока занимают должности и продолжают делать то, что выработано их гэбистской сущностью.



Другие статьи в литературном дневнике: