Вышел он прямо из народа

Алишер Таксанов: литературный дневник

Замечено: как какой-нибудь чиновник приходит на относительно большую должность, так сразу сочиняет легенды о своей персоне, чтобы подчиненные, а еще лучше народ его больше уважал и считал, что этот начальник тоже вышел из народа, из простых, а значит близок по духу, по образу жизни к каждому, чуть ли не брат. И поэтому люди должны слушаться его, подчиняться, ведь он плохого не желает себе подобным. И учит молодежь, как правильно надо жить, исходя из собственной библиографии, своего пройденного жизненного пути, мол, повторяйте - и вы тоже добьетесь многого!
Граждане слушают, развесив уши. Верят - не верят - не знаю, но сейчас времена не те, чтобы в легенды верить за просто так. Может, понимают, что много десятилетий дурили люд.
Вот, хоким Андижанской области Шухрат Абдурахмонов решил войти в народ как Гарун-аль-Рашид и с упоением рассказал о своей скромной персоне: "Утром пока все спали, я шел с кетменем в руках. Не хотел, чтобы меня видели соседи. Люди посмеялись бы, что я окончил вуз, но ничего не добился. Работа находилась в семи километрах от дома. Я до работы добирался пешком. Начинал свой карьерный путь обычным рабочим. За мной никто не стоял, я не внук богатого человека. Три месяца работал обычным рабочим и только после этого поднимался по карьерной лестнице. Я со своей семьей жил в бетонном доме, где со всех сторон протекала крыша. Копил деньги и построил себе дом. До сих пор живу в этом доме. Ценю все, что купил честным трудом". (См.: https://upl.uz).
Народ встречал эту историю бурными аплодисментами, некоторых впечатлительных девиц выносили на улицу, на свежий воздух отдышаться. Старики молились и бухались лбами о пол. Старушки причитали и просили небо продлить дни великого начальника. Даже павлины подпевали в тон хокиму, и тот заливался по-соловьиному с трибуны.
А я? Слезы умиления выступили у меня, когда услышал этот спич. Мысленно представлял, как карабкался Шухратжан по карьерной лестнице, совершал добрые дела, любил родину, помогал соседям, не дрался, не списывал на экзаменах, делал зарядку и чистил зубы. Ну и при этом ходил на поле и копал грядки с капустой. Времена были еще советские: примерный он был октябренок, потом пионер, после комсомолец. В компартию, может, вступить не успел, да и не нужно это было в постперестроечную эпоху. В каримовской модели развития государства и общества требовались другие качества и подходы, чаще всего придерживаться между Уголовным кодексом и безнравственностью, но ведь все во власти шли по этой тропинке и быстро достигли высот. И шустро усвоив эти принципы и приняв их, Шухратжан добился статуса областного губернатора. И теперь легенды лапшой вешаются на уши доверчивых сограждан...
Только появились сомневающиеся: как это он был простым рабочим, если сразу после окончания вуза в 1992 году получил должность агронома? А агроному не стыдно махать кетменем и вставать рано. Вообще физический труд - не порок, это благородная работа, зачем скрываться от соседей, таких же тружеников села? Разве кто-то будет смеятся над этим? Разве узбек будет смеяться над дехканином?
В плохом доме жил, говоришь, да? Так почему не сделал так, чтобы в области ни в одном доме не текли крыши? Почему больницы и школы в ужасном состоянии? Если любишь людей, то к чему рукоприкладство и нецензурщина - этому учили в Аграрном университете или это методы каримовского менеджмента? Ходят разговоры и о разрушении частных участков без соответствующей компенсации - и все делается от имени областного губернатора. А про служебные авто хокима и вообще стоит отдельную статью написать - забавная там история...
Что-то мало сходятся легенды с реальностью.
Читая автобиографию Абдурахмонова, вспомнил трех своих начальников в МИДе: министр Абдулазиз Камилов - никогда ни рабочим, ни колхозником не был ("ок суяк" же!), всегда ходил в галстуке, стучал на коллег, спихивал их как конкурентов и в итоге добился своего в карьере. Зарплата в СКВ. Защита от гэбни. Двойное гражданство. Сын в Газпроме. И никогда кетмень в руки не возьмут ни министр, ни его родня. Является ли его биография полезной для молодежи? Следует ли парням идти по таким стопам?..
Был еще замминистра Шокасым Шоисламов, филолог, тоже на поле не отметился и у фрезерного станка не стоял. Карьера по парт- и госаппаратовской лестнице. Зато всегда на служебном авто, теплый кабинет, симпатичная секретарша. Посол в России и потом Таджикистане. Во время своей работы улучшения с этими странами не наблюдались. Интересна ли его жизнь для граждан? Следует ли им брать пример?
Был еще начальник Управления стран СНГ Останакул Мирзаев, филолог и псевдоюрист. Секретарь горкома КПСС где-то в провинции, пролез в МИД, не имея мозгов в черепе, зато приспособленчество с партийных времен позволило ему отправиться представителем Узбекистана в Исполком СНГ, в Минск. Никчемная, но хорошо оплачиваемая дипслужба. Хотелось бы почитать его автобиографическую повесть. Возможно, в старости напишет этот дипломатический филолог свои мемуары в ярких тонах, наподобии хокима Андижана.
Я это к тому, что при Каримове и после к власти приходили безнравственные персоны, лицемеры, коррупционеры и мерзавцы. Для них народ - быдло. Их цель - больше бабла из госбюджета. Но внешне - все чинно и красиво. Ведь легенды всегда укрощают строптивые народы, гасят в них недовольство и вызывают раболепие. Шухратжан из Андижана это давно усвоил, еще когда читал книжки Ислама Абдуганиевича, такого же сказочника.
А вот спуститься им к народу трудно. Они на другой планке, в другой Вселенной. Это даже не параллельный, а перпендикулярный мир...


Вышел парень из народа,
Кетменем он мог махать.
Из крестьянского был рода,
Родину любил как мать.


Тихо-тихо стал хокимом,
Очень важный человек.
Он оскал скрывал под гримом,
Был простым, а ныне - бек!


Изменился он морально,
Стал чванливым крикуном.
Бил людей эмоционально,
Все летело кувырком.


Ездит только он с мигалкой,
Там эскорт из патруля.
По приказу бьют всех палкой,
Он - наместник короля!


Рушит он чужие стены,
И деревья пилит в ряд.
Видит он везде измены,
Очень злобный его взгляд.


Молодежи сказки скажет,
Мол, учитесь у меня.
Но просителям откажет,
Их ругая и кляня.



Другие статьи в литературном дневнике: