Семейный подряд

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев намерен провести политическую реформу, осознав пагубность назарбаевской модели: "...концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину. Непотизм, в какой бы стране он не был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции. Для ближайших родственников президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических, государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе".


Похоже, подобную реформу давно следует провести и в Узбекистане, чтобы снизить коррупционную составляющую государственного строя. Это означает, что ближайшие родственники глав государства, правительства, Олий Мажлиса не могут не только занимать высшие государственные посты или должности в крупных коммерческих структурах, партиях, но и участвовать в принятии политических, кадровых и экономических решений, распределении ресурсов, оказывая родственные давления на президента, премьер-министра, спикера и председателя Сената парламента. Нужно отсечь от того момента, что родственники/клан, прикрываясь своим высшим чиновником, получают доступ к власти и активам страны.
Примером могут быть как родственники сдохшего президента Ыслама Карымова, по линии супруги Татьяны Акбаровны которой родственники занимались рейдерством и захватом различных секторов экономики (вспомните фразу "ферганские крысы" или историю беглого олигарха Акбарали Абдуллаева), а дочери просто использовали власть отца, чтобы незаконно обогатиться. Всему этому содействовал и поныне функционирующий закон и гарантиях профессиональной деятельности президента от апреля 2003 года, в котором супруга и дети имели льготы и услуги государства, а парламент дарил президенту собственность на десятки миллионов долларов - вот вам узаконенная коррупция.
Нужно отдать должное лишь родственникам по линии самого диктатора - его братья, племянники, их внуки не стремились занять высокие посты и прожили скромно эти годы. Об этом может рассказать Джамшид Каримов, племянник Ыслама Карымова, который за свою журналистскую деятельность отсидел по приказу дяди в психиатрической клинике 11 лет.
Однако и сам Мирзияев не отошел от позиций непотизма: его дочери и затья занимают важнейшие посты в государстве, а родственники управляют силовыми структурами, обеспечивая твердость власти. То есть первое лицо государства опирается не на законы, а на клан, создав некий "семейный подряд". Банки, торговые предприятия, экспортно-импортные операции, кластеры - все это контролирует клан Мирзияевых. Его родственники занимают должности хокимов или других руководителей в госаппарате страны. Президенту следует раскрыть всех родственников по своей и супружеской линии, занимающих государственные должности или руководящие коммерческими структурами, являющиеся собственниками частных компаний. Прозрачность в этой сфере просто необходима как первый шаг борьбы с коррупцией. И Агентство по борьбе с коррупцией должно быть более насточивым в этом направлении.


Второе, это контроль за активами лиц, имеющих родственные отношения с высшими чиновниками. Должно быть не просто декларирование доходов и расходов, но и перекрестная проверка, чтобы избежать того момента, когда какой-то чиновник скажет, что ему купить дорогостоящую машину или построить особняк помогли родственники. Баланс должен быть сведен к тому, чтобы увидеть расходы всех членов клана, и выявить "излишек", источник котоого неясен. Тогда уже в дело должна вступать прокуратура.
Необходимо требовать транспарентности всех активов и капиталов, запретить прятать их в оф-шорах или хранить в зарубежных банках, а также иметь собственность или бизнес за пределами Узбекистана. Дети чиновников должны учится в отечественных вузах, чтобы доказать эффективность национального образования. Я уже не говорю о том, что родственникам, занимающихся бизнесом, запрещено получать госзаказы или участвовать в тендерах любого уровня, чтобы избежать корпоративного сговора внутри властных структур, типа, хоким района передает на исполнение заказ родственнику министра, а тот - объявляет победителем тендера родственника хокима.


Следует также отказаться от президентской формы правления и трансформировать Узбекистан в парламентскую республику. Чрезмерная концентрация власти в руках одного лица приводит к безудержному росту государственного аппарата и чрезмерному давлению на госбюджет. Как грибы после дождя появляются новые административные органы - министерства,комитеты и агентства с расплывчатыми функциями, новые должности, которые абсолютно бесполезны в либеральной рыночной экономике. Это свидетельствует о том, что глава государства опирается на чиновничьий аппарат, а не на гражданское общество и механизмы рыночного развития.
Президент продолжает использовать органы репрессий и наказаний как единственный эффективный рычаг влияния на политику и сознание граждан. Эти структуры контролируют экономику. что опять отбрасывают Узбекистан в каримовское прошлое и создаются условия для социального протеста.


Если Касым-Жомарт Токаев сумеет воплотить в жизнь свою программу, то Казахстан станет первым государством в Центральной Азии, снявший пережитки авторитаризма с власти и этим самым обеспечивший эффективное экономическое и гражданское развитие страны.



Другие статьи в литературном дневнике: