По экстенсиву

Алишер Таксанов: литературный дневник

По истечению семи лет я начинаю понимать, что все реформы Шавката Мирзияева проходят по экстенсивному пути, то есть за счет внешних факторов. Это путь вникуда, предтеча катарсиса.
Прежде всего, ставка делается на иностранные займы, и внешний долг Узбекистана достиг $35 млрд., причем нет ясности в экономической эффективности привлеченных ресурсов. Долг перекладывается на последующие поколения, что создаст дискомфорт в будущем.
Второе, республика продает свои природные богатства - золото, газ, металлы, хлопок, и попадает под т.н. "проклятие ресурсов", когда ресурсы обогощают лишь узкий клан людей, а в целом страна остается нищей.
Третье, для проведения своей политики президент создает новые государственные институты (министерства, агентства, комитеты), чем загромождает систему излишней бюрократией и загружает и без того скудный госбюджет лишними тратами. Более того, он смешивает в одну "корзину" совершенно разные структуры, например, органы самоуправления граждан становятся частью ведомства (Министерство махалли).
Четвертое, проводниками его политики становятся чиновники со смутными задачами и полномочиями: махаллобои, советники по духовности, советники по молодежи, посбоны и прочие (сейчас это"семёрка"). Причем часть этих сотрудников оказывается воволеченным в коррупционные скандалы.
Пятое, Узбекистан делает ставку на экспорт рабочей силы, а это - 5 млн. граждан. Фактически это 1/3 часть трудовых ресурсов республики и вместо того, чтобы включить их в национальную экономику, президент предпочитает "продавать" в другие страны.
Шестое, Узбекистан слишком сильно зависит от денежных переводов гастарбайтеров - 15% от ВВП, от торговли с одной страной - Россией, которая занимает первое место в товарробороте республики. Это делает национальную экономику уязвимой от давления и санкций, если вдруг геополитическая ситуация изменится.
Седьмое, в Узбекистане строятся не объекты, производящие материальный продукт, а те, кто создает виртуальные ценности - банки, туризм, приемные президента, управленческие институты. Это перераспределяет активы на обслуживание, что тоже является уязвимым от внешних факторов.
Восьмое, Узбекистан находится под сильным влиянием российской идеологии, что увязывает ее под интересы совершенно другого государства. Президент Шавкат Мирзияев - он один из немногих, кто постоянно контактирует с Владимиром Путиным (в этом ряду Сашка Лукашенко, корейский чучхе, африканские фюреры), даже товарищ Си сторонится, не особо перезванивается с соседом. Экстенсивная внешняя политика ограничивает возможности Ташкента и делает его соучастником военных преступлений Кремля.
Так что в перспективе не следует ожидать больших сдвигов в социально-экономическом состоянии Узбекистана. Просто топтание на месте, и постепенное скатывает в "третий мир".



Другие статьи в литературном дневнике: