Снова о литературе и политике

Лобанов Александр: литературный дневник

Есть люди, которые возвращение в нулевые годы в русскую литературу реализма в лице Прилепина, Сенчина, Шаргунова и др. сравнивают с реваншем реакционистских сил в лице Путина в политике. В противовес литературным кумирам девяностых, якобы, крутым и прогрессивным постмодернистам – Яркевичу, Радову, Витухновской, Марусе Климовой, Масодову, Курицыну. Всё, типа, очень просто. Павлов, Сенчин, Шаргунов – тоталитаризм и застой, постмодернисты – свобода, либерализм, демократия.


Этим людям невдомёк, что именно реализм («новый реализм», как его сейчас называет критика) – единственное направление, способное поставить вопрос о либерализме и реакции, о свободе и не-свободе вообще. Только реалистическую прозу как либерал, так и имперец или коммунист сможет применить для подтверждения своей картины мира или, наоборот, её критического анализа. Реалисты создают сюжетные полотна, пропитанные социально-политическим пафосом – а о чём писали и пишут хвалёные постмодернисты? Какое понимание истории и политической ситуации в стране смогут дать их языковые и эстетические эксперименты, их заумь, их глумливая десакрализация всего подряд, описание жизни торчков и наркотических галлюцинаций? Я не трогаю Владимира Георгиевича Сорокина. Его проза для меня – не постмодернизм, как принято считать, и даже не концептуализм, но прежде всего – глубокий реализм. А в позднем творчестве появляется сильная футурологическая фантастика, совсем не мешающая реалистическому взгляду. Поэтому Сорокина оставим. Егор Радов хорош своими короткими рассказами, больше напоминающими эссе-размышления, но отнюдь не упоротой галлюциногенной прозой. Баян Ширянов – тот просто упоротый, ничего, кроме торчков, ему в жизни неинтересно, и он не заменит мне Захара Прилепина, и не надо мне им тыкать как примером «свободы» в литературе. Где там свобода? Где там бунт? Бунт в литературе не может выражаться посредством одного лишь эпатажа и извращёнными экспериментами с формой.


Вывод: смиритесь с тем, что ваших литературных любимцев, которых вы считаете интеллектуальной Ылитой и светочами свободы, просто никто не читает. Они прогремели и остались в истории.



Другие статьи в литературном дневнике: