Владимир ДарскийТень Сталина в путинской России Сталин – символ, хранитель, бог русского адата, то есть системы архаичных традиций, обычаев, ценностей, социальных практик и норм, передающихся из поколения в поколение. Этот адат сформировался на базе трех основных исторических традиций: крепостного рабства, господства бюрократии, имперской экспансии. В его основе — восприятие несвободы, как естественного состояния человека, обычай унижать слабых и унижаться перед сильными, ненависть к «другому», смеющему выделяться из общей послушной массы.
Главной угрозой для русского адата всегда был проникающий с Запада дух индивидуальной свободы. Им вдохновлялись еще молодой Пушкин и декабристы, затем Герцен, Тургенев, шестидесятники. В конце 19 — начале 20 века в России сформировалась влиятельная европейская интеллектуальная элита. Ее представители от Милюкова до Мартова, от Кропоткина до Струве, от Набокова-старшего до Чернова, при огромной разнице во взглядах, всей душой ненавидели рабские традиции и ориентировались на европейские представления о свободах и достоинстве человека. Казалось, Карфаген русского адата будет разрушен.Однако с трудом проросшие на российской земле ростки европейской культуры были безжалостно срезаны большевиками. Недаром даже некоторые патриотические попутчики большевизма (например, писатель Б. Пильняк) с удовлетворением констатировали, что октябрьский переворот отбросил Россию в 17 век. Сталин завершил процесс девестернизации. Он уничтожил в большевизме космополитический дух европейского авангарда, оставив только воинствующий антилиберализм, хорошо сочетавшийся с традиционным российскими авторитаризмом. Сталинский режим, идеально соответствующий русскому адату, вобрал в себя самые худшие традиции страны: массовое рабство, всепроникающее господство бюрократии и полицейшины, жесткую государственную регламентацию, империализм, милитаризм, ненависть к окружающему миру, к свободе, к инакомыслящим и инакочуствующим. Более того, Сталин продолжил и развил эти традиции, далеко превзойдя своих предшественников в масштабе насилия и жестокости. За это его, видимо, и любят радетели особого пути России. Ведь альтернатива — только ненавистная им вестернизация. Не удивительно, что русские националисты очень часто оказываются сталинистами (как, неожиданно для многих, — Прилепин). А русские европейцы и космополиты – всегда радикальные антисталинисты. Демократические реформы в России будут успешными только, если смогут разрушить неизжитый русский адат, воплотившийся в 20 веке в сталинизме, а в 21 веке – в путинизме. В 56-64 и в 1985–2000 они провалились. Следующую попытку, по всей видимости, предпримет уже новое поколение Дудя, вернувшего своим фильмом критику сталинизма в центр общественного внимания. ИГОРЬ ЭЙДМАН © Copyright: Татьяна Картамышева, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|