О, жизнь, нечаянная радость и неприкаянная грусть!

Александр Раков: литературный дневник

«О, ЖИЗНЬ, НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ И НЕПРИКАЯННАЯ ГРУСТЬ!»
Надо же, только сегодня я всерьёз задумался над пожеланием здоровья. Много раз я желел здоровья кому-то и ещё больше слышал его от других, считая это прявлением элементарной вежливости. Но вот мне стукнуло шестьдесят, и на обеденном столе лежит груда лекарств, и холодильник наполовину забит медикаментами. И, просыпаясь по утрам, я чувствую, что еще жив, если что-то где-то у меня болит.


МИМО СМЕРТИ
Путь земной, я верю, не напрасен,
не случаен всякий мой недуг:
Бог меня болезнями украсил,
и огонь в сосуде не потух.


О другой, неведомой отчизне
вижу я загадочные сны.
Смысла нет ни в той, ни в этой жизни,
если мы обеим неверны.


Вот еще одно тысячелетье
откатилось к берегу волной,
и Рыбак, забрасывая сети,
нам улов готовит неземной.


Он стоит на той и этой тверди,
утешая сбившихся с пути…
Если Жизнь проходит мимо Смерти,
мимо жизни можно ли пройти!
Александр Сорокин, стр.94


Самое неожиданное и неприятное открытие последних лет говорит о том, что ни здоровый образ жизни, ни занятия йогой, ни раздельное питание, ни зарядка, ни свежий воздух, ни попытка соблюсти внутреннее спокойствие не могут обещать того «качества жизни», о котором непрестанно толкуют всезнающие врачи. Больше того, я с ужасом узнал, что великие спортсмены умирают раньше простых смертных – от непрестанного перенапряжения. Уж казалось бы, они показывают нам пример возможностей нашего организма, но этот пример зачастую оказывается пагубным для самих спортсменов: они умирают во время футбольного матча или на марафонской дистанции, так же болеют, и ничем, кроме выносливости и умения бить по мячу ногой, не отличаются от нас, простых смертных. Чем глубже в жизнь, тем больше лет, тем ощущения тревожней, и свет тебе уже не в свет, и предложенья непреложней. Незримый снайпер свой прицел давно уж выверил: всё точно. И ты, коль в срок что не успел, уж не успеешь сверхурочно. Но вновь: чего бы не забыть на промелькнувшем полустанке. Оставь! Ну что там может быть? Там не остатки, а останки. Всё то, что видел впереди, лежать осталось у перрона. А ты сиди теперь и жди сигнал последнего вагона. Таков закон: чем больше лет, тем зримей суетность движенья, тем глуше звук, бледнее свет и тем тревожней ощущенья. Александр Жиляев.стр72
И напротив, сухие, как былинка, питающиеся молитвой афонские старцы, съедающие за день то, что мы и за еду-то не сочтём, живут в полном здравии по сто и более лет. Я как-то попробовал сварить и съесть траву сныть, которой преподобный Серафим Саровский питался три года, но мой изнеженный организм напрочь отказался принимать зелёное варево за еду, и одно время я даже сомневался, что подобное возможно.


РАЗГОВОР С МОНАХОМ
«Почему же не лавры?
Только тёрн, как на тризне?..» -
Мы с монахом из Лавры
говорили о жизни.


Почему всё так больно,
словно радость обложена данью?
Он ответил спокойно:
«Жизнь дана во страданье».


Жизнь дана во страданье.
Чтоб свечу не задуть.
Сквозь соблазн и рыданье
на Голгофу наш путь.


Дай мне, Господи, знанье,
дай мне свет Воскресенья.
чтоб понять: во страданье –
то есть – во Спасенье.
Андрей Смоленцев, стр.74


Мы и Великий пост соблюдаем в силу своих немощей. До сих пор со стыдом вспоминаю случай в ивановском Свято-Введенском монастыре, куда я приехал как раз накануне поста. А монастырский устав гласит, что первые три дня запрещено принимать пищу и воду. Мне бы испытать себя – в душе я ведь считаю себя сильным, - но я испугался, взял билет домой и позорно сбежал. И до сих пор думаю: выдержал бы или нет? И больше в Иваново не бывал – стыдно перед настоятелем и сестрами.
Но и постящиеся монахи помирают в любом возрасте; живёт в обители насельница, лицо – кровь с молоком от свежего воздуха, физического труда и молитв, и ты даже немного завидуешь её здоровью и молодости. А приезжаешь в другой раз – еще одна свежая могилка на монастырском кладбище, и ты пытаешься своим скудным умом познать Промысл Божий о своей смерти. Я лишь одно уразумел у отца Павла Флоренского: его учение говорит о том, что каждый род должен принести плод – подвижника благочестия, священника, монаха, святого. И если род со своей задачей справился, то дальнейшее его существование для Бога не имеет значения. Иными словами, если станут рождаться одни девочки и род прервётся, то уже другая ветвь должна выполнить волю Божью.
Почему человек боится смерти? Во-первых, из-за неизбежных страданий. Я никогда не умирал… Скажите, это будет сразу? В кусочки, вдребезги, как вазу? Рывком, броском, как в гневе фразу? Как об пол брошенный бокал? Я никогда не умирал… Скажите, это очень больно? Больнее, чем укол игольный? Иль медный голос колокольный больней для тех, кто провожал? Николай Воробьёв, †1989, США. Во-вторых, пугает неизвестность будущего: описания загробной жизни настолько разнообразны и порой противоречивы, что составить о ней чёткое представление нет никакой возможности. Жизнь былая – добрая и злая. Жизнь другая – кто её поймёт. Есть в ней место, скажем, для Мазая, для зайчишек и других сирот? Иван Тертычный. В-третьих, нежеланием умирать, смиряться со смертью, уйти в небытие, как считают атеисты.


О, жизнь, нечаянная радость
И неприкаянная грусть!
Всё то, что мне ещё осталось,
Хочу запомнить наизусть…


Кораблик памяти сквозь время
Необратимое плывёт –
Всё реже я встречаюсь с теми,
С кем вместе начали поход…


Всё реже задаю вопросы,
Всё чаще верю – «повезло».
Пусть всё скупее греет осень,
Дороже я ценю тепло…


Пока в крови – желаний сила,
А в сердце – чувств и слов полёт,
Всегда открытый зев могилы
Пускай подольше подождёт…


О, жизнь, нечаянная радость
И неприякаянная грусть!
Всё лучшее, что мне досталось,
С тобой яразделисть стремлюсь…
Интернет, 33b.ru «Поэзия» «Другое»


И только люди высокой духовной жизни знают наверное, что смерти нет, что смерть – дверь в иную жизнь, могущую соединить тебя со Христом, где «несть ни печаль, ни болезнь, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Размышлять о том, что будет там, - всё равно, что пальцем пытаться проткнуть небо. Но те короткие благодатные состояния, которые охватывают православных после принятия Святого Причастия, во время чистой и пламенной молитвы – лишь слабый отголосок того, что ждёт праведника в Царствии Небесном.
Да и саму смерть «непостыдну, мирну» еще надо заслужить у Господа. Архимандрит Амвросий (Юрасов) весело говорил мне: «Александр, человек перед смертью должен года три как следует поболеть, очиститься от грехов, а перед самим приходом кончины обязательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн». И я с тихим ужасом наблюдал, как на службу в храм под руки ведут насельника, который по всем человеческим понятиям должен лежать в больнице. И на всенощной был он.
Многие считают, что исповедь и причастие в день смерти избавит их от прохождения мытарств. Хочется в это верить.
И срок жизни зависит только от Господа. Вон говорят: «Живёт у нас в доме старуха верующая, а вредная и ругачая, что таких поискать надо. А в церковь постоянно ходит и помирать не собирается». Так, может, Господь и держит старуху на земле для того, чтобы она отлепилась от грехов и успела покаяться? Преподобного Серафима(Роуза) Бог призвал к Себе в 48 лет, видимо, считая, что святой сделал на бренной земле всё, что от него требовалось.


Да никто не дерзнёт сказать, что
Ненавидимы мы Богом! Да не будет!
Повесть временных лет
Я брела наугад, ошибалась и в кровь расшибалась,
Каждый раз успевая урок предыдущий забыть.
Я пыталась исполнить хотя бы несложную малость:
Не скулить по-собачьи, а также по-волчьи не выть.


А ещё – не хулить даже самым изящнейшим слогом
Землю, время, судьбу, что даются один только раз,
И не верить, коль скажут, что мы ненавидимы Богом,
И не верить, коль скажут, что Он отвернулся от нас.
Екатерина Полянская, СПб


Хорошо, спросит вдумчивый читатель, а для чего ты это написал? Да не знаю, честно отвечу я, только ведь мы все думаем и о часе смертном, и о загробной жизни. Потянуло меня – и написал. Не зря старцы учат: «Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь». Вот я и вспомнил…
Да, завтра Прощёное воскресенье. Многих обидел я – простите ради Бога!


ДВЕ МОЛИТВЫ
Глумился хам, ограбив старика:
«Ты душу, старый, злобою не мучай.
А я отправлюсь в Божий храм пока,
Чтоб замолить свой грех, на всякий случай».


Старик вздохнул: «Я злобы не таю.
Хочу и я в своей молитве тоже
Просить за душу грешную твою –
Прости её, Всемилостивый Боже!»


Был ясным мир, открытый всем ветрам,
И каждый в нём избрал свою дорогу…
Через грехи нас Бог приводит в храм,
Через прощенье – приближает к Богу.
Владимир Шадрин, г.Оренбург стр.94


«КАК ТЕЛУ, КОГДА СОВЕРШЕННО РАЗОВЬЁТСЯ ВО ЧРЕВЕ, НЕОБХОДИМО РОДИТЬСЯ, ТАК ДУШЕ, КОГДА ОНА ДОСТИГАЕТ ПОЛОЖЕННОГО БОГОМ ПРЕДЕЛА ЕЁ ЖИЗНИ В ТЕЛЕ, НЕОБХОДИМО ВЫЙТИ ИЗ ТЕЛА». Прп. Антоний Великий †365
Александр Раков



Другие статьи в литературном дневнике: