Выбравшие Свободу Безмаститости

Марина Арсеньева: литературный дневник

Я люблю забывать, что миром столетиями правит классика жанра. Мне ближе сердцу и понятнее душе свободные художники, предпочитающее в искусстве даже не демократию, а безмятежную анархию. Все чаще я устаю от пышнотелых интерьеров и помпезных реплик. В них все слишком безупречно, правильно и предсказуемо, оттого и печально.


Я иду туда, где нет маститых мастеров, мэтров, маэстро. Я иду к ребятам, Выбравшим Свободу Безмаститости / сокращенно - ВСБ.


Режиссеры, актеры, музыканты, поэты, художники – чаще они агрессивны, иногда довольны и всегда голодны - к жизни, к искусству, к другим. Поколение, которые вы безошибочно узнаете по взволнованному, ищущему, горящему взгляду и порой таким импульсивным движениям рук, что пытаются обнять весь мир.


А еще поколение ВСБ не носит фраки и не курит сигары. Это дети подворотен, вундеркинды в кроссовках, так любящие смотреть на окружающее пространство через очки в жестких темных оправах.


Кофе, скандальные книжки, сигареты, йога, максималистская философия, другое кино, иная музыка, новый театр, энергетики, бессонница, радость ничегонеделания, полубогемное подвальное бытие, митинги, акции, лозунги, пофигизм, эпатаж, вегетарианство…


А еще – искренность, чистота, энергия, поиск, мечты, действия, поступки, желания, любовь, страсть, красота, безмятежность, вдохновение, легкость, стремление…


Но, честно говоря, что значит быть одним из поколения ВСБ, объяснить мне крайне трудно. Хотя бы потому, что здесь каждый – это отдельно взятая история с крайне непредсказуемым сюжетом. Это те, кого принято с приятным волнением в голосе называть «Личность».


Лично у меня ребята из ВСБ ассоциируются с метро. Знаете, когда вагон полупустой, вы садитесь, ставите любимый трек, включаете на всю мощность звук в наушниках, закрываете глаза, поезд начинает движение, и вы чувствуете ветер на своем лице. И вроде бы вы ограничены пространством вагона, но в тоже время бесконечно и непрерывно свободны.

Примерно такое состояние у меня недавно случилось во время спектакля «Хозяин кофейни» от питерского «театр post».


Отчетливо помню предчувствие спектакля: постановка еще не началась, заброшенно-бесшабашные интерьеры клуба Dusche были пропитаны гулом голосов, редким звоном бутылок, чашек иль стаканов, короткими фотовспышками, глянцевым шелестом программок.


В мыслях, как слайды, мелькали определения: «кайф», «драйв», «эпоха», «безмаститость», «свобода», «выбор», «искусство», «игра», «гипертексты», «рефлексии», «медитация», «борьба»… Правда, большого значения для меня вряд ли имело хотя бы одно из этих слов. Просто спектакль еще все никак не начинался, а мне уже хотелось что-то чувствовать и как-то это что-то называть.


А потом все разом стихло, заработал принтер, на сцену вышел мальчик с прозрачными глазами и начал извергать текстА. Получилось это внезапно, неожиданно, оттого и выглядело спонтанно, даже искренне. Были в этом смелость, вызов и зов времени.


Мне такие спектакли всегда напоминают пощечину, после которой у тебя наверняка слетят “розовые очки” и, возможно, откроется новый взгляд на происходящее. Вот она – сила свободного искусства от поколения ВСБ – усложненного, скептичного, дерзкого, самобытного. И обязательно – существующего здесь и сейчас. Иного искусства, где давно нет ничего искусственного.



Другие статьи в литературном дневнике: