В гостях у сказки

Ирина Азина: литературный дневник

В гостях у сказки.
В прошлом уже веке, в далёком 1980 году мои родители купили цветной телевизор. Покупка эта стала знаковой для некоторой части наших соседей, живущих вокруг нас на узеньких улочках частной застройки Ульяновска-Симбирска. Взрослые смотрели вместе новости и Штирлица (Full HD качество, по тем временам), мы, дети – мультфильмы, «Спокойной ночи» и «Приключения Электроника». Все вместе – Олимпиаду. В день, когда, увлекаемый гигантской гроздью воздушных шаров, в стратосферу поднимался «наш ласковый Миша», в небольшой комнате, где стоял новомодный гаджет), народу было, как в кинотеатре)). Хороший телевизор был новинкой, магическим оком, окном в большой мир. Но, всё же, ему не удалось вытеснить мою первую и главную любовь – книги. Ещё до появления в нашей семье голубого экрана я уже научилась читать. Пяти с половиной лет - обладала читательским стажем длиною в год. Первый же мультфильм, увиденный мною – «Снежная королева» - поставил меня в тупик.
«Как же так?» - размышляла я, лёжа в кровати, удалённая родителями спать (в смежной комнате сами они как раз принимали вечернюю дозу оптимистичных советских новостей), - «В книге намного больше всего…».
Мультфильм был, и остаётся хорош. Но только как краткая выжимка авторского замысла. Такой своеобразный трейлер, если выражаться сегодняшними терминами. К тому же, как скоро обнаружилось, экранизации книг часто не дотягивали до моих собственных стандартов. Бывали, бывали стопроцентные попадания… но не так уж часто. Хороший пример – фильм «Приключения Буратино» моего года выпуска)): образы, музыка, подробно воспроизведённые события книги – восхищает всё! Правда, когда несколько позже мне довелось ознакомиться с первоисточником, подарившим миру Пиноккио, мой восторг несколько поугас… А вот, скажем, экранизация «Карлсона, который живёт на крыше» 1971 года, мне категорически не понравилась тогда и не нравится до сих пор. Разумеется, это субъективное восприятие, но Спартак Мишулин, очень органичный в других своих воплощениях, в роли сказочного шведского «мужчины в полном расцвете лет» совершенно неубедителен. Его Карлсон – не в меру суетливый, какой-то даже тупой, абсолютно не похожий на сверх-уверенного в себе летающего человечка – шаловливого, но мудрого и спокойного. То ли дело мультфильм 1968 года «Малыш и Карлсон»! Характеры и внешность персонажей переданы идеально, но… слишком мал хронометраж!


В общем, кино для меня – это всегда «по мотивам», и ни одна, даже самая гениальная экранизация не сравнится с внутренним ощущением от хорошей книги, не воспроизведёт вселенной, сотворённой Автором. И всё же, из-за тех самых редких, стопроцентных попаданий полюбила я телепередачу «В гостях у сказки». В годы моего детства её блистательно вела «сказочный библиотекарь» Валентина Леонтьева – любимая «тётя Валя» советских детей. Если вдруг случалось по каким-нибудь причинам пропустить очередной выпуск, я рыдала так безутешно, что вскоре домочадцы постарались эти самые причины, по возможности, устранять. И, никакая музыкальная школа и физкультура во вторую смену не могли больше помешать мне встречаться со сказкой!

Однако, посмотрев фильмы-сказки, я всегда старалась найти литературные оригиналы. Так получилось и с «Тремя толстяками» 1966 года выпуска, и со «Сказкой о звёздном мальчике» 1983, и со многими ещё… И была в передаче той рубрика, в рамках которой маленькие зрители присылали свои письма и рисунки. Отправляла заветные конверты и я, правда, ни разу так и не увидела своего рисунка по телевизору. Но главное было даже не это. Навсегда врезался в память адрес, по которому нужно было отправлять свои послания: «Город Москва, Шаболовка, 37, тёте Вале». Потому что он был совершенно непонятен ребёнку из провинции. Что такое Шаболовка? Если улица, то почему нет о ней никакого упоминания? Обсудив всесторонне, с друзьями, эту заковыристую вещь, мы пришли к выводу, что Шаболовка - это такое место, где снимают сказки. Вроде киностудии. На самом деле, саму передачу снимали в Останкино, и, даже зная сейчас об этом, я всё равно нежно храню в своём сердце непонятную, милую Шаболовку…


А в этом веке мой подрастающий сын учится в Москве, в киноколледже, на той самой, «легендарной» Шаболовке. За десять лет, что мы живём в столице, я ни разу не решалась наведаться по «сказочному адресу». Но недавно, подвозя сына, как-то, почти случайно, оказалась рядом. Вот она – Шаболовка, 37! Малюсенькое зданьице, проход во двор закрыт, шлагбаум. Во дворе – строение большое, по всему видно – даже не прошлого века, позапрошлого. И точно – услужливые карты сообщают, что при царе тут была Варваринская церковь, и сиротский Варваринский приют. А ныне, уже век второй пошёл, как ВГТРК. Церковь и приют стали не более, чем достопримечательностью… И ещё одна примечательная постройка видна сразу, как выходишь из метро – кружевная-металлическая Шуховская башня. В начале века прошлого она была построена как средство теле-радио-вещания, в начале века сегодняшнего стала только памятником прошедшей эпохи. К ней можно подойти почти вплотную – пять минут неспешной прогулки от метро «Шаболовская» приведут вас к её подножию, впрочем, обнесённому забором.


Хорошо это или плохо, что детские волшебные образы в жизни взрослой становятся обыденными вещами? Да нет же, совсем не так – не может сказка вырасти. Пусть «Москва, Шаболовка, 37» не выглядит в реальности, как сказочный замок или избушка на курьих ногах, но в мире, где все мы были детьми, она навсегда останется островком счастья. Там вечно молодая тётя Валя открывает сказочные двери, и по неведомым дорожкам уезжают вдаль тыквенные кареты, повозки бродячих музыкантов, самоходные печи и прочий чудесный транспорт – прочь от нас, за невидимую грань, куда нам, взрослым, уже дороги нет. Шлагбаум.


Но некоторые всё же прорываются)).



Другие статьи в литературном дневнике: