Прощёный день. Контент

Лариса Бесчастная: литературный дневник

Прощёное воскресенье – оно же Прощёный день, Целовальник, Целовник, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Сыропуст и пр.


«ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ последний день Масленицы, канун первого дня Великого поста. В этот день вечером совершался смиренный обряд прощения. С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, русские люди ходили из дома в дом и с преклоненною головою, тихим голосом просили прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и непременно кланялись в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста. Этот вечер называется также в московской срединной Руси "прощаньями, проводами", а в северной новгородской - "целовником" в чисто народном смысле. В Малороссии последний день масленой - "чорна недиля", и к нему приспособлен особый обряд, как осколок язычества, называемый "колодка, колодай". В понедельник Масленицы собирались в корчму, бабы брали полено или палку, клали на стол, пеленали кусками холста - значит, "колодка родилась", а затем покупали водку и пили. Это повторялось каждый день в неделю: во вторник колодка крестилась, в среду - веселилась, в четверг - умирала, в пятницу - ее хоронили, в субботу - плакали, в воскресенье молодежь "волочила" ее и бросала».


© О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.



«Обычай просить прощенье и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прошенье. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин - т.е. особый порядок церковной службы Прощеного воскресения, он служится вечером. А весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубокий смысл.


Начинающийся завтра Великий пост – время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу – то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. И тут возникает удивительный момент. Господь вводит еще одно условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощеным Богом, надо самому научиться прощать.


Сегодня утром на Божественной Литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6. 14-15).»


© «Российская газета» за 17.03.2013



Другие статьи в литературном дневнике: