7 июня в Концертном зале Мариинского театра состоялась очередная премьера в рамках Традиционного гергиевского фестиваля «Звёзды белых ночей». На сей раз это было концертное исполнение знаменитой легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста», которое Берлиоз ценил выше всего, им написанного. По традиции дирижировал на премьере сам маэстро Валерий Гергиев.
Великолепный Мефистофель, народный артист России Сергей Алексашкин, обращал внимание не только прекрасным голосом, но и артистичностью даже в условиях концертного исполнения. Непревзойдённый хор Мариинского театра исполнял то частью состава, то полным составом все многочисленные хоровые партии данной оперы. В ролях Маргариты. Фауста и брандера выступили Екатерина Губанова, Александр Тимченко и Николай Каменский, представители молодой поросли труппы Гергиева.
Как-то меньше других на меня произвёл впечатление рефлексирующий Фауст, малоартистичный тенор, голос которого порой даже терялся в глубине зала. Возможно, из-за волнения, особенно в первые минуты оперы.
Но даже это не смазало общего прекрасного впечатления от оперы, первое исполнение которой состоялось в Мариинском театре в 1890 году.
Дирижировал тогда Эдуард Направник, а партии исполнили ведущие солисты Императорского театра Мария Славина, Михаил Михайлов ( Фауст), Иван Мельников (Мефистофель) и Фёдор Стравинский ( Брандер).
Берлиоз не сомневался в успехе своего лучшего произведения. Тем огорчительнее для него оказался провал и полное равнодушие публики к Фаусту, который не был принят и понят французской публикой и шёл в полупустом зале.
Кстати, эта печальная традиция сопровождала и последнее исполнение легенды Берлиоза: концертный зал был заполнен наполовину, практически только партер. И это несмотря на весьма доступные цены на билеты от 150 до 300 рублей. Что это пресыщенность петербургской публики? Или неудачное начало спектакля – в 21 час при окончании около 12 часов ночи и связанных с ним транспортных проблемах?
Но вернёмся к истории оперы. Берлиоз принимает решение, особенно после совета Оноре де Бальзака, для спасения оперы показать её петербургской публике. По прогнозам Бальзака Берлиоз должен был неплохо заработать в столичном Петербурге: «Вы вернётесь со ста- пятьюдесятью тысячами франков. Я знаю эту страну, вы не можете привезти меньше», - обещал он ему. Берлиоз был поражён тем, как его тепло приняли в Петербурге: через четыре часа после его приезда был решён вопрос с постановкой, в которой приняли участие артисты императорских театров вместе с хором капеллы. Опера прозвучала в зале Дворянского собрания (ныне Малый зал филармонии). О своих впечатлениях от России Берлиоз вспоминал: «Это был прекрасный вечер – мой первый концерт в зале Благородного собрания. Энтузиазм многочисленной блестящей публики, наполнившей этот огромный зал, перешёл границы того, о чём я мог мечтать. От аплодисментов, вызовов, криков «бис» у меня закружилась голова. Наконец, я решился спросить о финансовом результате этого опыта. Восемнадцать тысяч франков! Концерт стоил шесть тысяч, мне осталось двенадцать тысяч чистой прибыли. Я был спасён! Тогда я невольно повернулся к юго-западу и не мог удержаться от того, чтобы не произнести тихонько, глядя в сторону Франции: «Вот так-то дорогие парижане!»
Думаю, и мне можно произнести в адрес нашей публики, пропустившей прекрасную и доступную премьеру: «Вот так-то, дорогие петербуржцы!»
А что до финансовых результатов гастролёров с запада, то для сравнения в рамках этого фестиваля выступит с сольным концертом и Дмитрий Хворостовский. Но этому западному гастролёру, прибывшему из суровой Сибири, по-видимому, тоже не дают покоя лавры Берлиоза: интервал цен на билеты в этом же концертном зале от 2200 рублей до 7000 рублей! Не хочет отставать от него и онемечившаяся звезда - Анна Нетребко, концерт которой так же планируется на фестивале.
«Осуждение Фауста» состоялось. Но не осуждают ли его в эпоху рынка за демпинговые цены на билеты?!