Памяти Лучано Паваротти. Конкурс теноров

Татьяна Лестева: литературный дневник

Елена Владимировна Образцова провела в Санкт- Петербурге конкурс теноров. 72 «мальчишки» ( так она назвала конкурсантов при закрытии конкурса) из 8 стран приехали помянуть Лучано Паваротти. Конкурс происходил в виде концертов в Малом зале Филаромонии- зале Глинки - с 23 по 29 сентября, когда состоялся третий тур и награждение дипломантов и победителей. Проходил он по трём номинациям - драматический, лирический и контртенор, причём в третьем туре конкурсанты должны были показать умение петь дуэты в сопровождении симфонического оркестра. До третьего тура дошли только восемь конкурсантов: шесть из России, в том числе и контртенор Артём Крутько, Гарри Сетьян из Украины с потрясающим голосом и весьма артистичный, и Женишек Ысманов из Киргизии. Их партнёршами были преимущественно актрисы нашего Малого оперного театра, ныне театра имени Мусоргского, но были и приглашённые – великолепное по силе и красоте звучания меццо-сопрано – Анна Викторова, лауреат конкурса Марии Калласс и многих других, ныне солистка музыкального театра К.Станиславского и В. Немировича- Данченко. Прекрасный концерт, благодарная ленинградская публика не скупилась на аплодисменты, а жюри – на награды. Пятеро участников третьего тура получили дипломы лауреатов, а трое стали победителями конкурса, так как жюри изменило условия конкурса и присудило три первых премии. Этими счастливцами оказались Алексей Саяпин, Хачатур Бадалян с мягким тенором очень красивого тембра и Алексей Татаринцев. Председателем жюри была зачитана телеграмма Плачидо Доминго с приглашением выступить в будущем году одному из участников на его конкурсе без предварительного прослушивания. Этим счастливцем также оказался Алексей Татаринцев, весьма артистичный молодой человек, получивший ещё и приз зрительских симпатий.
На сцене был установлен портрет Лучано Паваротти и в заключение жюри и конкурсанты разразились долгими аплодисментами, адресованными ему.
А вот дирекция филармонии также не оставила зрителей без подарка. В 1964 году в Москве в Кремлёвском дворце состоялись первые гастроли Миланского театра Ля Скала. Помимо оперных спектаклей певцы Ля Скала дали несколько концертов, на одном из которых пел и двадцативосьмилетний Лучано Паваротти. В архивах они нашли запись этого концерта, на котором Лучано исполнил неаполитанскую песню и арию герцога из Риголетто. Вот эту редкую запись нам и показали. Всё-таки какой тембр голоса, какое мастерство! Зал разразился аплодисментами. И через несколько минут Паваротти снова появился на экране, как будто бы время повернулось вспять, и он вышел на бис поклониться ленинградской публике.
Пока жюри совещалось, зрителям в фойе был предложен фуршет с шампанским, красным вином фирмы Шато Тамань и лёгкой закуской, включая тарталетки с красной икрой. Фонду Елены Образцовой, похоже, спонсоры не отказывют. Итак, конкурс закончился.
А по традиции должен был состояться и концерт членов жюри. Но он был за два дня до закрытия в этом же прекрасном зале. Анонсировалось выступление только Елены Образцовой и Зураба Соткилава с неизменным концертмейстером Важей Чачава. Это был как бы мастер- класс для участников и публики, поскольку программа концерта предусматривала практически те же номинации – и исполнение неаполитанских песен, и арий из опер, и дуэтов.
Ведущий объявил, что по решению жюри программа изменена, но эти изменения коснулись только второго отделения концерта. В первом, как и анонсировалось, было исполнение трио Чайковского «Памяти Великого артиста», написанного для скрипки, виолончели и фортепиано. Трогающая до глубины души музыка с переходом от трагических высот до мягкого и нежного лиризма была просто блестяще исполнена Антоном Сороковым ( скрипка), Сергеем Словачевским ( виолончель) и Игорем Урьяшем ( фортепиано). В этом произведении, посвященном Николаю Рубинштейну, Пётр Ильич Чайковский привёл эпизоды из жизни Николая Рубинштейна, но как отмечается в музыковедческой литературе, значение его не исчерпывается только этим, а именно с этого трио началась традиция исполнения таких произведений памяти ушедшим. Мне кажется, что выбор именно Трио Чайковского не случаен: 6 ноября 2008 года исполняется 115 лет со дня смерти великого нашего соотечественника.
Второе отделение концерта открыл Зураб Соткилава сценой смерти Отелло из одноимённой оперы Верди. Как только он появился на сцене, началась бурная овация, зрители аплодировали ему несколько минут. От дирекции ему и Важе Чачаве сразу же были преподнесены букеты, которые он положил на рояль. И продолжал петь. После неаполитанской песни к нему ринулись зрители с цветами, которые он принял, подошёл к портрету Лучано Паваротти , положил цветы и встал перед ним на колени. Гром аплодисментов, и зрители встали тоже, правда, не на колени. Несколько минут спустя Соткилава не без труда поднялся с колен и покинул сцену. Эффектная сцена!
Под столь же бурную овацию вышла Елена Образцова в чёрном закрытом платье с длинными рукавами буф и воротником стойка, отделанном кружевами. Единственным украшением , кроме традиционного сияния бриллиантов были крупные чёрные огранённые бусы, то ли из мориона, то ли из гагата, а может быть и из чёрных опалов. Траурный наряд вполне соответствовал вечеру памяти. Она начала своё выступление арией Принцессы де Буйон итальянского композитора Чилеа, затем вместе с Зурабом Соткилава спела дуэт из оперы Верди «Трубадур» и закончила сценой Кармен и Хозе. На сей раз чёрное платье оживлял ярко-малиновый длинный шёлковый шарф. Но это уже был её третий выход на сцену.
А после первого выхода ведущий пригласил члена жюри Никола Мартинуччи, который исполнил, БОЖЕСТВЕННО исполнил, арию Канио из оперы «Паяцы» Леонковалло. На сцену вышел невысокий мужчина лет эдак за пятьдесят с невыразительной,ничем ее привлекательной внешностью. Но когда он запел! Мощный голос необычайно красивого тембра, а каким артистичным оказался этот невзрачный итальянец! Не только восхищение охватило зал, а просто восторг! Потрясающе! Зал просто взревел чуть ли не хором «браво!».
Он поклонился и ушёл со сцены.
Далее ещё один член жюри – Джакомо Арагаль с Анной Викторовой ( Ах! Какое меццо!) спели дуэт Турриду и Сантуцци из оперы «Сельская честь » Масканьи. Это тоже, скажу я вам, было событие. Испанец Арагаль сидел в зале, и когда его пригласили на сцену, он подчёркнуто демонстрировал своё волнение перед этим неожиданным для него приглашением, но пели они великолепно.
И наконец, на сцену под гром аплодисментов также из зала вышел ещё один член жюри – невысокий , довольно пожилой худенький мужчина – Луиджи Альва из Перу- и солистка Театра Мусоргского - Вера Чеканова, если я не ошибаюсь. Ведущий объявил, что этот дуэт исполнит всемирно известную «Застольную» из «Травиаты» в сопровождении «хора театра Мусоргского». Да, состав «хора» не мог не вызвать восхищение: Елена Образцова, Анна Викторова, Джакомо Арагаль, Зураб Соткилава! Жюри решило пошутить. Луиджи Альва увы! уже не блистал, но ему активно помогали петь тенора из «хористов».
И в заключение по инициативе Джакомо Арагаля члены жюри запели, чтобы Вы думали?
«ОЧИ ЧЁРНЫЕ!» Причём Арагаль солировал, обращаясь к Елене Образцовой, которая отделилась от основного состава хора, отойдя к роялю. Члены жюри расшалились. Зрители улыбались, восторжено аплодировали – шутка понравилась. Елена Образцова подняла руку, зал затих, прислушиваясь. « Мы целую неделю уговаривали членов жюри выступить сегодня, - сказала Елена Владимировна. – Они отказывались. Но сегодня я их ЗАВЕЛА!» И она заулыбалась.
Ещё бы не завела! Я думаю, что, увидев и послушав, как горячо встречает ленинградская публика Образцову и Зураба Соткилаву, уважаемым членам жюри и самим захотелось испить чашу восхищений и восторгов, принять и на себя частичку любви зрителей к певцам. Вот и пели экспромтом, без репетиций.
Владимира Атлантова, также члена жюри, не было видно, он почему-то не принял участие в этом празднике теноров.
Итак, очередной музыкальный конкурс в Санкт-Петербурге закончился. Но впереди, в середине октября очередной конкурс: В Мариинском театре состоится конкурс оперных певцов имени Римского- Корсакова. Середина октября, восхитительный новый концертный зал. Послушаем, заказываю билеты, они уже поступили в продажу.






Другие статьи в литературном дневнике: