И смех, и грехМеня всегда занимал вопрос происхождения юмора и формирования самой идеи смешного. В частности, интересным было то, почему хохот неизменно ассоциируется со всем демоническим, с действием инфернальных сил? Почему смех - непременный атрибут любого злодея в литературе и кино? (взять хотя бы Джокера - как наиболее типичный пример). Почему слова "шут" и "черт" взаимозаменяемы во многих выражениях? (Можно сказать "а черт его знает", а можно - "а шут его знает", и смысл ничуть не изменится). Так вот, решил недавно углубиться в эту тему, и прочел пару книг, в частности "Заклятие смехом" С.К.Лащенко и "Русские скоморохи" А.А.Бедкина. Результат оказался поразителен. Оказывается, в древности люди связывали смех в первую очередь с насилием и смертью, в частности он был непременным атрибутом похоронного обряда и человеческих жертвоприношений! Хохот, агрессия, сексуальное насилие - для древнего человека все это были звенья одной цепи. Ничего удивительного, что вид человека, упавшего со скейт-борда или ударившего молотком по пальцу, у большинства вызывает дикий хохот (за примерами - на ю-тьюб, "смешные видео" говорят сами за себя). Мы забыли об этих истоках смеха, мы стараемся всячески от них откреститься - но они есть, затерянные в глубинах наследственной памяти. В некоторых районах Украины например еще в начале двадцатого века бытовал традиция хохотать на похоронах и устраивать различные "шутки" с покойником - церковь активно боролась с пережитками древних ритуалов, и в конце концов искоренила это "зло". Кстати, оказывается, что именно в этой традиции и лежат истоки скоморошества на Руси - считается, что скоморохи произошли из среды языческих жрецов, и даже в более поздние времена по традиции предлагали свои услуги на похоронах, вызывая бешенство и ужас у христиан. В конце концов, поддавшись на увещевания духовенства, в семнадцатом веке эта "бесовщина" была официально запрещена законом, якобы за излишний "шум" и разбой на дорогах... © Copyright: Нильс Багер, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|