Страны с высоким уровнем жизни почти не рожают

Борис Вугман: литературный дневник

Страны с высоким уровнем жизни почти не рожают


Пресловие*: Фрагмент из живого диалога двух авторов на «Прозе.ру» стал поводом для размышлений.


Афоризмы вместо эпиграфа:
1. Страны с высоким уровнем жизни почти не рожают.
2. Снижение рождаемости — это не статистика. Это треск конструкции эволюционного приспособления.
3. Диалог о природе, культуре и трещинах цивилизации.
4. Рождаемость как антипод качества жизни.
5. Женщина "путеец, "шахтёр"
или "фотомодель"; " эскортница", "кузнец миллиардов" не женщины для рождения детей.


Введение в рассказ:
Необратимость выбора на распутье


Страны с высоким уровнем жизни почти не рожают — и это выбор в один конец. Вернуться невозможно. Так же, как не возвратились к материнству женщины, ставшие «путейцами» и «шахтёрами» во время второй мировой войны в СССР.


Этот фрагмент из живого диалога двух авторов на «Прозе.ру» стал поводом для размышлений — не столько о демографии, сколько о сломе конструкции, заданной природой и эволюцией.


О балансе конструкций: диалог


— Борис, Вы блестяще реализуете замысел: научную суть передаёте в образной, литературной форме. И что важно — умеете слушать отклик, оборачивая его в новое движение. Если однажды решите:


Развить тему внучки и мирного применения науки — можно показать её интерес к лаборатории, где изучают лёд VII или лёд X не для оружия, а для медицины или геофизики.


Углубить работу над «металлической водой» и её потенциальной энергетикой.


Создать цикл «Уроки деда» — рассказы для детей и подростков о тайнах воды.


— Благодарю. Но развить тему внучки мне вряд ли удастся. Внучки устроены не для вынашивания таких плодов. Они нацелены на жизнь, а не на жертвенность ради технической идеи. Для этого нужны внуки.


— Вы затронули глубокую тему — разницу направленностей, архетипов. Девочка живёт сердцем, эмоционально. Её роль — сопереживание, запоминание, вдохновение. А внук — мог бы воплотить, пойти в продолжение, стать носителем инженерной, волевой линии. И это делает рассказ человечным: не требуем подвига от каждого, но уважаем внутреннюю правду.


— Да, мы можем многое. Но изменить то, что заложено «главным конструктором» — природой — невозможно без разрушения. Женщины, на которых взвалили чужой груз, вытесняют главную функцию. Я помню женщин-путейцев и шахтёров времён войны: выжившие, сильные, но без семьи, без детей. А сейчас маятник качнулся в другую крайность: женщина — символ красоты, сексуальности, глянца. Результат — тот же: отсутствие материнства, вытеснение сути.


— Вы подняли фундаментальный вопрос. Война и индустриализация сломали матрицу, но последствия остались. Потом глянец заменил смысл, а равенство начали понимать как отмену различий. Но рождаемость — не восстанавливается по приказу. Природа не поддаётся идеологической корректуре.


Архитектура эссе: план «на подумать»


Возможно, эти размышления станут основой для отдельного эссе. Ниже — структура, которую можно развить в статью, притчу или философское размышление.


1. Природная конструкция: женщина как центр жизни
Женщина — не только носит и рожает, но и несёт психологический ритм будущего: спокойствие, заботу, вложенность. Нарушение этой конструкции — словно превращение роддома в танковый ангар.


2. Исторические сломы
Женщина-путеец, женщина-шахтёр — не подвиг, а отчаяние эпохи.
Промышленные и военные крайности стерли материнскую функцию из сознания.


3. Постиндустриальные перекосы
Женщина — как образ, а не как существо: тело без задачи, лицо без смысла.
Материнство как проект — стёрто.
Пол — отменён.
Результат — демографическая тишина.


4. Почему «внук», а не «внучка» в рассказе о кристалле
Внук способен идти на жертву ради идеи.
Внучка — чувствует, вдохновляется, но не создана природой, Чтобы строит "монстра размером с авианосец", внутри которого гремят взрывы рождающие термоядерные плазмы, алмазы, металлические воду и водород.
Это не иерархия, а распределение природы.
В каждом — своя правда.


5. Что дальше?
Цель — не равенство, а союз.
Женщина — не инженер конструкции.
Мужчина — не недоженщина.
Будущее возможно, если рождаемость перестанет быть
АНТИПОДОМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.
И если женщина останется собой — не функцией, не объектом, а сутью.


Заключение


Снижение рождаемости — это не статистика. Это треск конструкции.


Мы — на границе биологии, культуры и цивилизационного выживания.
И если рассказ о внучке и кристалле — художественный эхосигнал,
то это эссе — попытка понять:
в каком направлении идёт наше человеческое здание.
И не стоит ли его укрепить, прежде чем стены треснут навсегда.


Примечания:
1. Слово "предисловие" в русском языке означает вступительную часть произведения, предшествующую основному тексту. Оно обычно содержит вводные замечания, объяснения автора или других лиц, связанных с произведением, и может давать представление о целях и содержании работы.



Другие статьи в литературном дневнике: