Забытое материнствоСтраны с высоким уровнем жизни почти не рожают Философская проза. Автор: Борис Вугман Пролог На тротуаре большого европейского города, вымощенного камнем и временем, стояли двое. Старик с лицом инженера-мыслителя и молодой человек — его внук, точнее, тот, кто мог бы им стать. Разговор их был о будущем, но рождался он из памяти. Так часто бывает: именно в беспокойных снах стариков спит истина, которую внуки ещё не успели забыть. — Дед, а почему у нас так мало детей? Почему у нас в классе — восемь человек? — спросил мальчик, глядя на запечатлённый в витрине рекламный плакат с улыбающейся женщиной в купальнике. Старик не сразу ответил. Он знал: однозначные ответы опасны, особенно там, где давно нет однозначности. I. Конструкция — Видишь ли, мальчик, природа создала женщину как центр жизни. Не потому, что она слабее или нежнее — а потому, что она носит, рождает, вскармливает. Это не выбор, это устройство. Женщина — это не роль и не функция. Это конструкция, встроенная в ткань жизни. Как лёд кристаллизуется при 0°C, так и женщина связана с продолжением рода. Не насильно — по самой сути. Но человек — создание гордое. Он решил, что может переписать природу. Что можно устроить мир, в котором женщина — не мать, а солдат, шахтёр, путеец. И позже — манекен, инфлюэнсер, икона без икоты. II. Перекосы — В войну, — продолжал старик, — женщины работали на шахтах, чинили рельсы, везли уголь, заменяя ушедших на фронт. Это был подвиг, но страшный. Потом их никто не вернул. А те, что вернулись, вернулись другими: крепкие руки, квадратные плечи, но внутри — выжженная нежность. А потом маятник качнулся. Женщина стала телом. Красивым, загорелым, выставленным. Её перестали нагружать, но стали показывать. Из матери сделали рекламу. И снова конструкция треснула. Только уже в другом месте. — Неужели и та, и другая крайность — одинаково губительны? — спросил внук. — Нет. Они просто по-разному невыносимы, — сказал старик. III. Забытое материнство — А можно ли построить общество, где женщина будет и уважаемой, и счастливой, и рожать будет — по любви, не по указу? — не унимался внук. — Только если ты построишь его вместе с ней. Если поймёшь, что равенство — не в том, чтобы быть одинаковыми. А в том, чтобы быть разными, но равнозначными. Женщина не создана для жертвы ради идеи. Это путь мужчины. Он строит мосты, уходит в полярные экспедиции, жертвует собой ради формулы. А женщина — для жизни. Для тепла. Для того, чтобы встретить мужчину, когда он вернётся. — А если он не вернётся? — вдруг тихо спросил мальчик. — Тогда она одна будет растить ребёнка. Как всегда было в тяжёлые века. Но если ни он, ни она не захотят — тогда не будет ни детей, ни будущего. IV. Вопрос цивилизации Страны с высоким уровнем жизни почти не рожают. Не потому, что плохо. А потому, что утратили смысл. Когда жизнь — про комфорт, а не про продолжение, когда дети — как проект с Excel-таблицей, а не как смысл — рождаемость падает. Женщина, которая живёт для себя, может быть свободной, но не всегда счастливой. Мужчина, не нужный как опора, превращается в приложение к быту. Всё это — не про вину. А про сбой конструкции. Всё это — не про осуждение. А про тоску по живому. Эпилог: про внука и внучку В той сказке, которую дед рассказал внуку — девочка нашла кристалл, но не понесла его в лабораторию. Она оставила его — на память, как светлый знак. А когда вырос её брат — он достал этот кристалл, открыл тетрадку и продолжил. Не потому, что он был лучше. А потому, что был другой. И всё же — именно девочка сохранила. Без неё бы и кристалла не было. — Так кто же важнее, дед? — спросил внук, задумчиво глядя на закат. — Тот, кто не нарушает конструкцию, — ответил дед. — И тот, кто с уважением несёт свою часть. Пауза. Ветер. Где-то далеко — детский смех. Значит, не всё потеряно. Борис Вугман, философская проза. Материал подготовлен по итогам размышлений на литературном портале. Название: «Утренний разговор с мадам Леонор» Он налил себе кофе и посмотрел в экран. На связи уже была она — мадам Леонор, профессор физики фазовых переходов в Университете Гренобля. На фоне у неё — лабораторный стол, и на нём, словно нарочно, — образец кристалла льда в герметичной капсуле. — Bonjour, месье Вугман, — сказала она мягко. — Что-то Вы сегодня не в духе. Или у Вас снова вопросы о природе женской души? Он усмехнулся: — Леонор, скажите честно. Разве женщина способна вынашивать техническую идею так же, как мужчина? Не подчиняется ли она в глубине природы логике жизни, а не логике жертвы ради схемы, давления и температуры? Она склонила голову чуть вбок, как это делают француженки: — Я бы не стала ставить вопрос так прямо. Но Вы не одиноки в своих наблюдениях. Женская психика чаще настроена на удержание равновесия, чем на борьбу с природой. Мы изначально настроены не на то, чтобы ломать устройство, а чтобы поддерживать его течение. — А что, если мужчину толкает к подвигу техническая идея? Вот вырастить кристалл льда, твёрже стали. И использовать его в мирных целях. Разве не внук, а не внучка, скорее всего, станет продолжателем? — Возможно. Но именно внучка напомнит ему, зачем это нужно. Без неё он забудет, что подвиг ради самого подвига — это тоже тупик. Он молчал. — Вы говорите: в СССР женщины работали на путях, в шахтах... Это были тяжёлые решения времени. А сейчас другая крайность — женщина как рекламный щит. Но и то, и другое — варианты вытеснения сути. Он кивнул. — В обоих случаях — снижение рождаемости. — Oui, — сказала она. — И в обоих случаях — разрушение естественной настройки. Когда форма подменяет содержание, жизнь отступает. — Спасибо, Леонор. Вы не просто учёный. Вы — голос разума. Она улыбнулась: — А Вы, месье Вугман, снова ставите сложные вопросы. Берите паузу. Я уверена — ответ Вы уже знаете.
© Copyright: Борис Вугман, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|