Как Южный Ледовитый океан играет с климатом

Борис Вугман: литературный дневник

Левиафан и Призрак СО2
Как Южный Ледовитый океан играет с климатом


Эпиграф:
Когда человек мнит себя властелином ветров и вод,
море отвечает ему молчанием глубин.


«Можешь ли ты удою вытащить Левиафана
и верёвкою схватить его язык?»
— Книга Иова, 41:1


Ведь тот, кто вообразил себя повелителем стихий,
забывает: дыхание океана не подвластно дыханию человека.


Предисловие:
Создатель Неба и Земли предусмотрел в творении своём такое чудовище, как Левиафан. Библейским мудрецам Создатель открыл о Левиафане только то, что они могли понять.
Современные мудрецы из Международной Климатической Организации (МКО) сегодня оказались примерно в том же положении, что и Библейские мудрецы древности - засекреченность данных по "климатическим войнам" строго дозирует объём данных. Поэтому современным мудрецам МКО приходится вбрасывать в информационное пространство мифы-призраки, типа "озоновая дыра" и или "Глобальное потепление от углекислого газа". Обыденное сознание любит доверять простейшим призракам. Это помогает защитить психологическую стабильность, но очень мало связано с реальностью!
Автор пытается проложить тропинку от древних мифов о Левиафане, которые награждали жизненными образами глубины океанов, до современных призраков "Потепления от СО2". Тропинка должна привести к пониманию того, что мировой океан сложная многокомпонентная система. Система действующая подобно огромному живому организму! Возможности человечества повлиять на жизненные процессы этого "Гигантского организма" ничтожны!



1. Нормальное состояние — спокойное дыхание Левиафана
Вдоль западного побережья Перу лежит особая «жила» (артерия) планеты — холодное Перуанское течение. Оно несёт из глубин воды, богатые питательными веществами, и потому море здесь полно рыбы. Атмосферная циркуляция Уолкера, проявляющаяся в виде пассатов, подталкивает воды к Индонезии. В результате уровень Тихого океана в том районе оказывается на 60 сантиметров выше, чем у берегов Перу.
Температура воды там достигает 29–30 °C, тогда как у Перу она остаётся прохладной, всего 22–24 °C.
(Примечание автора: именно нагон пассатов создаёт этот перепад уровня — те самые 60 см, о которых редко задумываются.)
Так выглядит условная норма, спокойное дыхание океана, привычный ритм Левиафана.


2. Выход Эль-Ниньо — золотой мальчик
Но порой дыхание сбивается. Наступает Эль-Ниньо.
Пассаты слабеют, тёплый Тропический Бассейн (ТТБ) расползается по огромным просторам Тихого океана. Холодное течение подныривает глубже, апвеллинг ослабевает, рыба лишается питания и гибнет.
Западные ветры приносят в пустынные берега Перу тяжёлые ливни и наводнения.
А в Атлантике стихает активность тропических циклонов. Левиафан словно смеётся — раскатисто и тревожно, но в этом смехе звучит и приговор рыбе, и испытание людям.


Тёплая вода без апвеллинга — мёртвое зеркало океана
На первый взгляд кажется: чем теплее вода у поверхности, тем лучше для жизни. Но в океане действует иная логика. Тёплый слой — словно крышка, запирающая глубинные богатства. Апвеллинг — подъём холодных вод из глубины — приносит фосфаты, нитраты, кремний, то есть удобрения для планктона. А планктон кормит рыбу.
Когда апвеллинг гаснет, планктон чахнет, вода становится прозрачной, бедной на жизнь. Для промысловой рыбы это вовсе не рай, а пустыня — тёплое мёртвое зеркало океана. Рыба уходит или гибнет, и рыбаки остаются с пустыми сетями.


Апвеллинг и богатство промысла
Почти все крупные промысловые районы мира связаны именно с апвеллингами. Так, у берегов Перу и Чили поднимаются богатые питательными веществами воды, и здесь веками ловили анчоусов и сардин. У берегов Западной Африки, в районе Канарского апвеллинга, добывают ставриду, сардинеллу и тунец. В Аравийском море сезонный апвеллинг приносит из глубин холодные потоки, которые создают кормовую базу для тунцов и макрели. Даже калифорнийское побережье — знаменитый апвеллинг, кормивший некогда целые флотилии сардины.
Все эти районы объединяет одно: апвеллинг делает океан живым. Без него вода остаётся тёплой, но пустой, и промысел угасает.


3. Как определить приход Эль-Ниньо?
Учёные словно меряют температуру Левиафана, чтобы понять — ворочается ли он в своей глубине.
Эль-Ниньо и Ла-Нинья определяются по температурным аномалиям поверхностного слоя приэкваториального Тихого океана. Если в течение пяти месяцев подряд температура отклоняется более чем на 0,5 °C — это сигнал.
Повышение температуры — Эль-Ниньо. Понижение — Ла-Нинья.


4. Ответ Ла-Ниньи — хлёсткий удар хвостом
Но океан — не ребёнок, чтобы играться прихотями. Левиафан не только дышит тёплым паром, но и умеет ударить холодом.
После буйного смеха Эль-Ниньо приходит время Ла-Ниньи — «девочки», рождающейся в глубине.
Пассаты набирают силу, отгоняют тёплые воды к Индонезии. Холодные течения возвращаются к поверхности, апвеллинг оживает, рыбакам снова достаётся богатый улов. Но вместе с жизнью океан приносит и новый хаос.
Южная Америка вновь встречает холодные ветра, Азия и Австралия страдают от наводнений, Африка и Ближний Восток заливаются дождями, а где-то на планете наступает засуха.
Зимы становятся суровее, ураганы — резче. Кажется, климат проваливается в другую крайность.


5. Литературная метафора — Призрак и Левиафан
Ла-Нинья — это хлёсткий удар хвостом Левиафана.
Эль-Ниньо был его смехом, громким и яростным. Ла-Нинья же — строгий приговор, напоминание, что океан живёт по своим законам.
И вот, когда на сцене бушует дыхание Левиафана, снова появляется Призрак углекислого газа. Он мелькает за кулисами и нашёптывает публике:
— Смотрите, и это тоже я!
Но внимательный зритель понимает: это не спектакль одного актёра. На сцене целая труппа — ветра, течения, температуры, Левиафан и его удары. А Призрак — лишь тень, которая пытается перехватить чужую славу.


Примерные названия публикации:
"Как Южный ледовитый океан играет с климатом планеты"
«Как океан играет климатом: смех Эль-Ниньо и хлёсткий удар Ла-Ниньи»


«Апвеллинг, рыба и дыхание Левиафана: тайная сцена мировой погоды»


«Когда океан смеётся и хлещет хвостом: Эль-Ниньо, Ла-Нинья и Призрак за кулисами»


«От рыбацких сетей до ураганов: как Левиафан управляет погодой»


«Тёплое мёртвое зеркало и холодные глубины: правда об Эль-Ниньо и Ла-Нинье»




Другие статьи в литературном дневнике: