Писательство и его связь с одиночеством

Борис Вугман: литературный дневник

Подзаголовки:
Образ "мокрецов" у Стругацких — это фигура читательства, зависимости от иллюзии.
Ослабление личностных связей порождает писательство


Набор афоризмов по теме:
1. Где ослабевает общинная ткань, там растёт число пишущих. Где слова заменяют объятия, там множатся тексты.
2. Каждый строит свой личный дом из слов, потому что вокруг всё меньше настоящих домов общения.
3. Массовое писательство индикатор одиночества.
4. Защите «чтения как добра» - типичная инерция гуманитарного мышления.
5. Защищать литературу как сакральную ценность, не вникая в то, что речь шла не о качестве литературы, а о её массовом социальном феномене.
6. Мокрецы Стругатских - читательство с полным погружением в мир иллюзий.
7. Писательство как форма одиночества в мире интернета.


Ответ Александру
Александр, благодарю Вас за отзыв и за упоминание «мокрецов» Стругацких. Хотя я этот на этот образ, в те времена внимания не обратил, тогда была мода покупать книги и выставлять в серванте новой квартиры. На этом основании делался вывод о том. что в СССР самый читающий читатель. Образец подмены мода и читательство! На самом деле читающих было много меньше, чем покупающих книги. Само это сравнение замечательно точно подмечает суть современной литературной среды: читатель и писатель живут не столько в обществе, сколько в тексте.


Именно это и вызывает во мне размышления. Я вовсе не ставлю под сомнение благотворное влияние чтения — напротив, именно книга веками была орудием самосовершенствования. Но ведь существует разное чтение: одно — как путь познания, как попытка понять, например, как Панамский перешеек изменил климат, заставив тёплое течение свернуть от параллели к меридиану; и другое — когда чтение становится замещением живого общения, утешением одиночества, как в любовном романе, где чувства переживаются не в жизни, а в тексте.


Так и рождаются парадоксы эпох: чем больше мы читаем и пишем, тем меньше говорим. Где ослабевает человеческая ткань — растёт бумажная. Где слова заменяют объятия — множатся тексты.


И я думаю, именно поэтому современные спецслужбы с интересом наблюдают за русскоязычными литературными платформами: ведь в этой среде виден не только уровень культуры, но и уровень одиночества, а значит — уязвимость общества.


Так что, возможно, и «мокрецы» Стругацких, и наши «сетевые литераторы» — не просто читающие, а спасающиеся. Им необходимо слово, чтобы жить.
Но ведь можно жить в слове, а можно — через слово. И между этими двумя способами лежит вся драма современной культуры.


Фрагменты размышлений:
300 000 авторов на «Прозе.ру» — это не только показатель грамотности и доступности технологий, но и статистика внутренней изоляции. Каждый строит свой личный дом из слов, потому что вокруг всё меньше настоящих домов общения.


Обсуждать мысль о социальной функции писательства и его связи с одиночеством и ослаблением общинной ткани, виден переход к защите «чтения как добра». Это типичная инерция гуманитарного мышления — защищать литературу как сакральную ценность, не вникая в то, что речь шла не о качестве литературы, а о её массовом социальном феномене.


Образ "мокрецов" у Стругацких — это, скорее, фигура зависимости от иллюзии. Люди, для которых вымышленный мир важнее реальности. Ваша мысль: ведь «мокрец» — это и есть крайняя степень оторванности от жизни.



Фраза «Где ослабевает общинная ткань, там растёт число пишущих» — это социологический афоризм. Она говорит не о добре или зле литературы, а о том, что литература заполняет пустоты социальной связи. Когда исчезают живые отношения, люди начинают «говорить письменно» — как будто пишут миру, которого рядом нет.


массовая среда пишущих людей становится объектом интереса внешних наблюдателей, потому что там аккумулируются настроения, эмоциональные сдвиги, социальные метафоры. То есть — это культурный барометр.


Приложения:
«Мокрецы» — это люди с генетической болезнью, описанной братьями Стругацкими в романе «Гадкие лебеди» («Время дождя»). У них есть физические признаки, такие как желтый ореол вокруг глаз, и они живут в резервации-лепрозории, но в конечном итоге становится неясно, кто изолируется от кого.
Официальное название: В романе их также называют «очкариками», указывая на характерный признак болезни.
Происхождение: Болезнь генетическая и проявляется с возрастом.
Место обитания: Живут в резервации, расположенной на окраине города, который страдает от постоянных дождей.
Социальный статус: Мокрецов ненавидят и боятся, считая их опасными, что приводит к их изоляции от здорового общества.




Другие статьи в литературном дневнике: