Два гиганта штихеля.

Владимир Падейский: литературный дневник

Нынешний 2025 год интресный для скульпторов - Сто лет Эрнсту Неизвестному и год смерти Зураба Церетели. Оба прожили ровно 91 год. И вклад от них остался громадный. Только вот оценивали их совсем по разному. Эрнст как был изгоем для матушки России, так и остался со времен выставки неформалов на Кузнецком мосту. Как тогда кипятился Хрущев - не очень он был знатоком искусства, а тут оказалось Такое!!! вошел его спич в историю русской культуры. Досталось всем неформалам - формалистам и абстракционистам. И тем не менее памятник Золотая голова был заказан именно Неизвестному. Потом и Ельцына сделал с золотой головой - понравился образ. А Хрущев оказыватся после отставки пошел к художникам и извинился за скандал.
Много Эрнст работал на Памяти сталинских репрессий - Маска скорби, прямо таки Как Берлинский Солдат Вучетича, Впечатляет, но влвсти не разрешили тиражировать, только в Магадане.
Лапидарные у него образы - запоминаются. Работал Эрнст не только с бетоном, но и бронзой, как и Церетели .Памятник Дягилеву ничуть не хуже церетелевских Ялтинских мажоров.
Церетели тридцать лет командовал Академией художеств, имел наград и званий больше, чем Брежнев, а Неизвестный, кроме фронтовых, только пару непрестижных орденов От Ельцына. Неизвестный еще и занимался теорией искусства у себя в США, выпустил несколько монографий. Помнится сын пострадал за то, что одно из творений Неизвестного был перекрыто ресторанным зданием. То самое Древо жизни. Если сравнить их работы - мнументальные - Церетели напирал на вертикаль - ему нравилсь делать высоту - вот как в США мемориал башням близнеца Скорбщая слеза. А Неизвестный больше тяготел в горизонталям - барельефам. Напирал на мощные лапидарные объемы - любил масштабные головы с сюжетными врезками.
А нонешние корифаны тоже без гонораров не остались - делают памятник гвардейцам корейцам в Курске.



Другие статьи в литературном дневнике: