1 мая, 2014

Игорь Щербаков: литературный дневник

Были приглашены на экологический фестиваль в экопоселение "Белый Яр", недалеко от поселка Пивовариха (Иркутская обл). Ехали в комфортабельном, большом автобусе. По дороге моим попутчиком оказался профессор, к.э.н. Виктор Сергеевич. Человек, которого можно назвать космополитом. Еще во время СССР жил в трех республиках (Узбекистан, Киргизия, Россия) объездил всю страну. Недавно он побывал в командировке в Качуге, Жигалово, Верхне-Ленске. Рассказывал о пыльных дорогах, похожих на стиральную доску, тихо умирающих деревеньках. На фоне безработицы, пьянства, в школах встречаются живые дети, с сияющими глазами. В.С.: "Это как цветы в тундре или в пустыне. Их ценность очень велика".
В.С. рассказал небольшую историю, хоть мне уже не нравятся охотничьи рассказы с убиением животных, и все же они имеют несомненно свою ценность. В этой истории была еще крупица философии, что придавало истории какое то очарование.
В.С. когда волнуется правой рукой поправляет козырек фуражки, военного образца. Перед началом истории он выполнил этот жест трижды.
Историю пришлось немного сократить, ибо пишу уже за полночь и хочется спать...
Вот такая история: Не успела отыграть наша комсомольская свадьба, пришла телеграмма: "Срочно выезжайте в Туву, вертолет вылетает ... числ. Нач. охотустроительной экспедиции .....". Это был ответ на мой запрос работать в охотустроительной экспедиции в Хабаровске...
Делать нечего наследующий день после свадьбы с молодой женой (Полина) едем к ее родителям, а вечером уже садимся на поезд. Другого выбора не было. Вертолет заказан, нас ждать не будут.
Так мы попали в Тофаларию, места тогда там были глухие, соболя и зверя много было. Уже на следующий день товарищ из трехлинейки добыл кабаргу, тогда еще не добывали из-за мускуса. Сложил я все потроха в мешок и тащу их по снегу, чтобы запахом соболя привлечь. Поставил несколько капканов. Через два дня иду проверять их. Смотрю одного капкана нет, весь снег в радиусе 5 метров весь до земли истоптан. По следам соболь попался. Все обыскал соболя не нашел, только одну его лапку нашел. По размеру видно крупный, темный "кот"(так охотники называют самцов, хотя соболь относится к семейству куньих. Все вокруг обыскал, ни соболя, ни капкана не нашел. Опечаленный пропажей соболя вернулся в зимовье, выпил чаю. Тут мне на глаза попался мой нож. Еще до охоты, сделал к ножу новую деревянную рукоять, с головой духа на конце. Рукоять обжог на пламени свечи и смазал маслом. Можно сказать целый обряд совершил. Так вот гляжу на нож -то, и как будто кто-то мне изнутри говорит: "Вернись и ищи соболя на дереве". Возвращаюсь к тому месту, смотрю, а кедра под которой стоял капкан наклонена на 45%. Ну думаю, конечно надо его внимательнее обследовать. Подхожу и вижу соболь ну кедре весит - уже замерший. Оказывается он двумя лапками в капкан угодил. Одну лапку с перебитой костью ему удалось перегрызть. Потом он перегрыз палку, которой был привязан поводок капкана. И так на трех лапах, с капканом поднялся на дерево. И когда поводок запутался в ветвях, сорвался уже замерзая вниз... Тут я исполнил полный шаманский танец. До сих пор с благодарностью вспоминаю помощь неизвестного духа. А так быть может тащил бы за собой неудовлетворенность всю жизнь. Неудовлетворенность для человека паче капкана.



Другие статьи в литературном дневнике: