Про стеб

Cyberbond: литературный дневник

Обвиняют сетелитераторов и вообще современных авторов в стебе. Возможно, он уже несколько заманал читателя, который устал смеяться над собственной жизнью. И все же мне кажется. Что нужно различать собственно стебалово (критерий – неосознанное и единственно доступное автору средство самовыражения) и сознательное использование стеба. В первом случае главная цель – пообщаться. Во втором – слепить героя и время через его формирующуюся, еще в состоянии плазмы находящуюся речь, которая есть его осмысленный в слове мир. И вообще, имхо, лучше такой стеб (живой и непринужденный), чем псевдобольшой «стиль». Большой стиль всегда рождается как результат того, что люди живут в мире неоспоримых для них истин и ценностей. А можно ли такое сказать о нашем мире, о российской жизни, где даже базовые для нашей, увы, культуры идеи империи и религии суть пиар-акции временного характера, массовое дурилово? Стеб – это лирическая ирония по отношению к жизни, которая обесценена и обесмысленна, это попытка сшить на скорую нитку расползающуюся ткань времени, и в этом смысле стеб и есть большой стиль «эпохи».
Да, и еще: в основе стеба – ирония и самоирония, которая при отсутствии реальных гарантий и ценностей в культуре заменяет обманчивое чувство бессмертия или приобщения к «большому времени», которое – чувство льстит – льстит подсознанию, вернее, его страхам.



Другие статьи в литературном дневнике: