Слово псевдоним состоит из двух греческих основ ps Слово «псевдоним» состоит из двух греческих основ: pseudos – «ложный» и onym - «имя». По различным мотивам люди стали брать псевдонимы,по мнению исследователя Адриен Байе на первом месте – боязнь впасть в немилость у могущественных и влиятельных лиц и нажить неприятности, затем – опасение, что книга не будет иметь успеха, а также любовь к античности, толкавшую на замену своего имени греческим или римским, желание скрыть низкое происхождение автора. (с) Классифицировали псевдонимы по способу образования. II. Апоконим – псевдоним, полученный путем отбрасывания начала или конца имени и фамилии. IV. Контаминация – соединение двух и более слов в одно (Кос – Анатольский – Анатолий Кос , Бабель – Баб-Элъ). V. Матронимы - из имени или девичьей фамилии матери или бабушки (Кир Булычев - И.Можейко (имя жены и фамилия матери); А.Ахматова - А.Горенко (фамилия бабушки). VI. Метоним – псевдоним, образованный по аналогии, по сходству смысла с настоящей фамилией (Ванька Каин - Иван Каин, П. Лавров - Д.Кедров). VII. Палиноним – псевдоним, образованный посредством чтения имени и фамилии справа налево (Нави Волырк — Иван Крылов, Ника Босмит – Тим Собакин). VIII. Паронимы – псевдоним, образованный по сходству звучания с настоящей фамилией или именем (Мошков -В.Машков, Окунев - Я.Окунь, Алданов -М. Ландау, Чехонте -А.Чехов). IX. Патронимы – псевдоним, образованный по имени отца автора (Марина Влади - Марина Владимировна Полякова, Е.Петров – Евгений Петрович Катаев, А. Серафимович - Александр Серафимович Попов). X. Пренонимы – имя, состоящее из одного имени автора или производные от них ( Вильгельм - В. Кюхельбекер , Антоша - А. Чехов, Витас - Виталий Грачев). XI. Фамилия - псевдоним, образованный от собственного имени (Ильин – Илья Маршак, Глебов - Глеб Сорокин, Александра Маринина - Марина Алексеева). XII. Языковые кальки - псевдоним, образованный посредством перевода имени или фамилии на другой язык (Б. Златогоровая - Б.Гольдберг, Камень Виногоров - Петр Вейнберг, Б.Полевой – Б.Кампов). Таким образом, к первой группе «Псевдонимы, привязанные к собственным именам» мы выбрали 110 псевдонимов, что составило 37%. (результат подсчета см. в диаграмме). Большинство из них могут выполнять функцию характеристики и являются эмоционально значимыми. Псевдонимы, не привязанные к собственным именам, можно разделить на три группы: Первая группа псевдонимов характеризуют автора или его творчество: I.Геонимы – по месту рождения или жизни (Казак Луганский — В. Даль, Волгин – Н. Добролюбов, Игорь Северянин – И.Лотарев). II.Этнонимы – по национальности (А.Мордвин – А.Завалишин). III.Френонимы – по черте характера, творчества, судьбы (А. Веселый – Н. Кочкуров, М. Горький – А. Пешков, Грустный – С.Архангельский). VI. Аллонимы – фамилия или имя реально существовавшего лица (В.Каверин - В.Зильбер (в честь гусара, друга А.Пушкина), А.Пугачева – А.Певзнер) V. Геронимы – фамилии литературных или мифических персонажей (Дубровский - И.Толстой (сын Л.Толстого), Медуза-Гаргона - А.Т.Аверченко, Данко - А. Фадеев). Неверное, их брали, чтобы показать идейную близость, симпатию или желание быть на них похожими. К этой же группе относятся и эмоциональные псевдонимы, принимаемые с целью вызвать у читателя определенные ассоциации и настроенность, вложить свое отношение к самому себе: VI. Хроматонимы – от названия цветов (Саша Чёрный – А.Гликберг, А. Белый – Б. Бугаев, Эдуард Багрицкий – Э. Дзюбин). VII. Фитонимы – от названия растений (В.Вересаев - В. Смидович, А.Малинин – Александр Выгузов , Жасмин - Сара Манахимова ); VIII. Зоонимы, IX. Орнитонимы – от названий животных и птиц(Волк - А.Аверченко, Ёрш - В. Обручев, Виктор Чайка – Виктор Сигал). X. Пайзонимы – шутливые прозвища для создания комического эффекта (Балдастов - А. Чехов, Кузькина М.- С.Георгиев, Барон Мяу-Мяу - Д.Минаев, Иегудиил Хламида –А.Пешков). Вторую группу составляют литературные маски, представляющие автора не таким, каков он на самом деле: XI. Псевдоандронимы - мужские имена и фамилии у женщин не столько для того, чтобы достичь комического эффекта или же под влиянием волны эмансипации, а скорее всего, женщины-писательницы пытались таким необычным образом облегчить себе путь в литературу: под мужским именем было гораздо проще напечататься (Иван Весеньев Денисов - Вера Инбер, Старый Джон – Софья Хвощинская). XII.Псевдогинимы – женские имена и фамилии у мужчин (М.Булгаков - Эмма Б., Н.Воскресенская - Э. Дзюбин). XIII. Псевдоинициалы – буквы, не соответствующие истинным инициалам автора, (П. Щ. - С. Аксаков, Ы.Ц.Ц. - Н.М. Карамзин). XIV. Псевдоэтноним – имя, маскирующее истинную национальность автора (Грекова – Е.Вентциль, Конрад Лилиеншвагер — Н. Добролюбов). XV. Псевдотитлоним – подпись, указывающая должность, звание или профессию автора, не соответствующие истинным (Псаломщик — Н. Лесков, Летописец -Ф.Достоевский, Наташа Королёва - Наталья Порывай). XVI. Аристонимы - с добавлением ложного титула (Барон Брамбеус – О. Сенковский). XVII. Койнонимы - два автора и более под одной фамилией (Толстоевский - Илья Ильф и Евгений Петров, Козьма Прутков – Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы и А. Толстой). В третьей группе псевдонимы не несут никаких функций, кроме обеспечения инкогнито. XVIII. Инкогнитонимы – подчеркивание, что автор хочет остаться неизвестным (Некто – А.Чехов, Nеmo - М.Салтыков-Щедрин, Такой-то – Н.Некрасов). XIX. Астронимы – вместо фамилии звездочки (см.диаграмму) Настолько сильно желание оставаться неизвестным, что авторы придумывают всевозможные формы: математические формулы и знаки препинания, скобочки и обозначения. Их в «Энциклопедии псевдонимов» нет, потому что это веяние современного времени. Отдельно выделяется еще одна группа: XX. Нейтроним – псевдоним, не вызывающий никаких ассоциаций ( В.Иванов - В.Ульянов, С.Айдаров - С.Вишневский), наверное, и у них есть свои объяснения, но они нам неизвестны. Псевдонимы, по мнению некоторых людей, должны иметь только подложное имя и фамилию. Все остальные не имеют права жить с момента объявленного малограмотного представителя социума. К сожалению, ведомые люди соглашаются с нахрапистым поведением любыми способами утверждающейся особи. Главным образом за счёт унижения окружающих. © Copyright: Артемидия, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|