Когда нужно ставить многоточие

Артемидия: литературный дневник

В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный».


В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:


1 - Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой. Например: «Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили?» (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).
2. - В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. Например: «Мышь не удостоила его ответом и торопливо продолжала: «…Нашёл это благоразумным и решил вместе с Эдгаром Этелингом отправиться к Вильгельму и предложить ему корону» (Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»).
3.- Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями. Например: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря…» (А. С. Пушкин «Дубровский»).
4.- В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки. 1
Для обозначения интервала значений (наряду с тире и обелюсом ;). Например: «Труба длиной 5…10 м. Температура ;5…+10 °C».


5. - Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..». Примеры:


Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить… (М. Булгаков «Собачье сердце»).



Об этом говорят правила правописания



Мелкие пакостники
Мелкие пакостники
Артемидия
Проказа Пана


Одним из самых известных мелких пакостников в пантеоне древнегреческих богов был Пан, повелитель лесов, полей и пастухов. Пан родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами и сразу же стал прыгать и смеяться. Испуганная мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнёс его на Олимп. Своими проказами и шутками, а также буйным нравом, он часто пугал путников, заманивая их в хитроумные ловушки. Любил пошутить над богами Олимпа.


Однажды, охваченный своим обычным озорством, Пан решил поиздеваться над Аполлоном, богом музыки и света. В то время как Аполлон готовился к очередному выступлению перед нимфами, Пан тайно подменил его прекрасную серебряную флейту на грубую дудку, сделанную из козьей кожи.


Когда Аполлон заиграл на «новой» флейте, раздались нестройные и диссонантные звуки, вызвавшие взрывы смеха у нимф, собравшихся послушать божественную музыку. Аполлон, ошеломленный и смущенный, попытался понять, что произошло.


Пан, спрятавшись за деревом, ликовал от успеха своей проделки. Он наслаждался растерянностью Аполлона и весельем нимф, не подозревая о том, что его шутка скоро обернется против него.


Разозлённый Аполлон, с помощью своего дара предвидения, быстро вычислил виновника шутки. В гневе он призвал могучую бурю, которая обрушилась на лес, где обитал Пан.


Пан, застигнутый врасплох, был вынужден бежать и прятаться от ярости Аполлона. С тех пор, говорят, что Пан стал более осторожным в своих шутках, особенно когда дело касалось бога музыки.



© Copyright: Артемидия, 2024
Свидетельство о публикации №224102601340



Другие статьи в литературном дневнике: