Януш Вишневский. Малгожата Домагалик. 188 дней и н

Алла Бур: литературный дневник

Отрывки.



/Примечание: Януш Леон Вишневский - популярный польский писатель, живёт в Германии (Франкфурт-на Майне). Малгожата Домагалик - польская журналистка, телеведущая, главный редактор журнала "Пани". Живёт в Польше, в Варшаве. Малгожату Домагалик называют воинствующей феминисткой. Воинствующей? Никогда! Я очень внимательно читаю такого рода книги. "188 дней и ночей" - письма по электронной почте, которые выглядят как очень своеобразные... статьи на всевозможные темы - от политики до интима. А.Б./




"Джебель-Али, Объединённые Арабские Эмираты, пятница, вечер.


Пани Малгожата.
Есть страны, где вам бы не пришлось покупать телефон, который определяет номер звонящего. В этих странах женщины не рассказывают "тех самых историй с тем самым сценарием", что, однако, не означает, что у мужчин в этих странах нет "невыносимых пороков".Несогласие сосуществовать в одном измерении с пороком для женщин той страны, где я сейчас нахожусь, является чем-то абстрактным. При этом мужчины здесь имеют гораздо больше пороков (только если на всё это смотреть с перспективы нашей, западной культуры и традиции), чем партнёры ваших подруг, которые звонят вам вечерами.
Чувство несогласия появляется у нас тогда, когда существует по крайней мере виртуальный образ некоей более совершенной системы, к которой мы начинаем стремиться. В Эмиратах феминизм отсутствует. Это факт.
Сидел я сегодня в Дубае, в кафе, в два раза большем, чем варшавский торговый центра "Галерея Мокотув", смотрел на идущих в полуметре за своими мужчинами арабок и думал, не хотели бы они иметь здесь свою Домагалик.
Я представил вас в чёрной, до земли, длинной абайе (своего рода сермяге) и в прикрывающей ваши волосы и лицо шиели. Я вообразил, как бы выглядели ваши глаза в прямоугольном вырезе чёрной шиели. И захотели бы тогда вообще показаться перед миром. Потому, что вы были бы более ортодоксальной и носили бы чёрную шёлковую шиель, целиком закрывающую лицо. Но такую, полностью закрытую Домагалик я не мог бы себе представить. Да и не хотелось.
Этот вырез - единственное место, которое позволяет увидеть в женщинах их женственность. Кроме того, женственность этих женщин можно только вынюхать. Арабы создали первые духи, смешивая экстракты жасмина, розы и лилии, ещё пять тысяч лет назад. А здесь, в Омане, производятся самые дорогие духи в мире "Amouage", составленные парижским парфюмером из ста двадцати эссенций, отобранных им из четырёх тысяч. Весь Дубай пахнет, как парфюмерный магазин на Елисейских полях. В моём представлении, у вас был бы немного больший вырез в шиели, и от вас исходил бы аромат "Amouage". Возможно, вы бы шли за своим мужчиной на расстоянии 30 сантиметров, а не полуметра. И на этом наверняка кончился бы доступный набор средств продемонстрировать свой феминизм. И я думаю. если бы вы родились здесь, воспитывались и ходили бы в местную школу, вам никогда бы не пришла в голову мысль о "несогласии".
Я не знаю, о чём думают эти женщины на сон грядущий. Но мне говорили, что я ошибаюсь, представляя, что засыпают они несчастными.
Женщины в абайях живут так, как живут. Их подчинённость мужчинам, как мы её воспринимаем, только видимость, а смирение с этой подчинённостью - одна из основных способностей, которые требует от них их жизнь. Это идёт от традиции, религии и твёрдой убеждённости в том, что такая модель жизни - самая лучшая. В том числе, и для самих женщин. В стенах своего дома, когда вблизи нет чужих мужчин, а только муж, брат или отец, женщины снимают свои абайи и шиели и за чашечкой кофе обсуждают со своими мужьями всё, что касается семьи. Им не мешает то, что у их мужа есть ещё три семьи с тремя жёнами, что они не знают номеров мобильников своих мужей и что им нельзя спросить, куда идёт их муж сегодня вечером...
Сердечный привет,
ЯЛВ."



"Варшава, суббота.
Пан Януш,
Иногда у меня возникает впечатление, что многое вы воспринимаете слишком принципиально. Но это не упрёк. К примеру, мой феминизм. Для вас это идеология, а для меня стиль жизни. Моей жизни. Без шествия, речёвок и ненужных манифестаций. Разве это не прекрасно, что моё восприятие мире уравновешивается профессией, которой я себя посвятила? И у вас так же, правда? Поэтому я не верю, что женщины - не важно, где они живут, на Северном Полюсе или в африканских трущобах - не делятся друг с другом своими жизненными историями. Они делятся, но только в им одним известной кодировке.
Я пишу вам и слушаю своего любимого Херберта Грёнмайера, который поёт: " На пляже жизни без причины, без рассудка, у всего есть цель, я строю мечты на песке. Всё о-кэй, всё путём. Солнечное время, ненарушенное и свободное. Человек значит человек".
Вот именно. Я могу слушать Грёнмайера день и ночь, потому что душой и сердцем он для меня стопроцентный феминист.
И пигмейка, и арабка, и та, которая ещё не знает, что скоро и ей придётся переосмыслить свою жизнь, раньше или позже каждая признается самой себе в том, кто она на самом деле. Феминистка или нет - не имеет значения. Главное - является ли она собой. Потому что эмансипация основывается на признании за собой право мыслить по-своему. А первая ступень её достижения - примирение с собственным "Я".
Я перечитала ваше письмо ещё раз и могу сказать, что меня не раздражают повторяющиеся телефонные сценарии, но меня выводит из себя пассивность героев, их неумене постоять за себя. И ещё многожёнство.
Я представила себе всех этих жён, которые зажигают свечи в церкви, узнав, что их похотливые мужья спят с другими женщинами. Наконец-то у них будет покой. Они выспятся, не будут бояться очередной беременности, подумают...
Хотя последнее может оказаться слишком опасным, не так ли?
Для их мужей.


С огромной симпатией и уважением,
Спокойной ночи,
МД."



ЯНУШ ЛЕОН ВИШНЕВСКИЙ. МАЛГОЖАТА ДОМАГАЛИК.





Другие статьи в литературном дневнике: