Ролан Быков. Из книги Я побит - начну сначала.

Алла Бур: литературный дневник

"Тёмно-зелёная тетрадь, 1980 год.


"Алые паруса" А. Грина.


"Борис Степанцев - режиссёр-мультипликатор - хочет делать картину, сочетая реальных и рисованных артистов.
...Ассоль рисованная - это Ассоль более всего! Вот Ассоль спит - рисованная Ассоль. Реальные матросы сходят с трапа, идут по лесу. А рисованная Ассоль спит в лесу: тихо вздымается рисованная грудь с просвечивающими сквозь платье рисованными сосками. Её находят и несут на корабль. Но! Ведь она - рисованная! и это - Ассоль! Когда реальные матросы поднимают её (рисованную!) то она всё так же мирно спит, всё в той же позе, как и на траве, и, как ни странно, она преспокойно спит, даже не касаясь рук, которые несут её на корабль, она парит над этими руками, такая лёгкая и воздушная...
Она (нарисованная) может войти в рисунок, в натюрморт, может сорвать виноградинку и съесть её, и на натюрморте останется хвостик от сорванной виноградинки, она может взять бокал с картины и выпить воды, дать Грэю виноградную кисть с натюрморта.
Рисованная Ассоль - это более всего Ассоль, это наконец-то Ассоль, это настоящая Ассоль, Ассоль-образ. Она рисованная не оттого, что мечта, а оттого, что она именно реальность, она в рисунке - более всего художественная реальность, и тут ей можно всё...
Если реальная Ассоль начнёт раздеваться, то рисованная... Вернее, так: реальная Ассоль может раздеться и быть совершенно голой - уже в рисованном виде. И это уже возможно даже для Ассоль.
А какое счастье обнять нарисованную Ассоль! Боже, какое немыслимое счастье реально поцеловать образ! Боже! - это же реальное "Я помню чудное мгновенье..."
...Реальное и фантастическое! Тут рисованность героини вовсе не условность, а наоборот - реальность.
Принципиальная победа искусства как истинной реальности".



РОЛАН БЫКОВ.



Другие статьи в литературном дневнике: