Сомерсет Моэм. Из записных книжек.

Алла Бур: литературный дневник

"Глупцы черпают остроумие из песенок варьете, а мудрость - из пословиц.


Ни один поступок не бывает хорошим или плохим сам по себе, но считается таковым лишь по обычаю.


Старая дева непременно бедна. Если же она богата, тогда это незамужняя женщина определённого возраста.


То-то, наверное, веселились боги, подсовывая в ящик Пандоры ещё и Надежду! Они ведь прекрасно понимали, что это величайшая изо всех напастей - именно Надежда побуждает человека терпеть свои мучения до конца.


В повседневной жизни философия годится для того, чтобы спокойно встречать неизбежное.


Главный недостаток исторических романов: герои, совершая исторически достоверные поступки, ведут себя по нравственным законам той эпохи. в которую творит писатель.


Люди частенько подкармливают голодных, чтобы ничто не мешало им самим наслаждаться вкусной едой.


У большинства людей вся жизнь сводится к добыванию пищи и созданию крова для своих отпрысков. А они, начав собственную жизнь, посвящают её точно тем же занятиям, что и поколения их предков.


В жизни обыкновенного человека многое проходит незамеченным, но точно те же события, случаясь с одарённым писателем, вызывают острый интерес.



Трудно приходится женщине, если она не умеет приспособиться к бытующему среди мужчин представлению о ней.


Порою меня озадачивает противоречивость собственной натуры. Я вижу, что во мне сосуществуют несколько разных людей, и тот, кто берёт верх в данную минуту, рано или поздно уступит своё место другому.Но кто из них истинный Я? Все вместе - или никто?


Разрушать внушённые смолоду предрассудки - не только важное дело, но и приятное развлечение.


Когда же религия настолько обветшает, что люди расстанутся наконец с представлением, будто удовольствие пагубно, а боль благотворна?


Люди постоянно портят себе жизнь, упорно делая то, против чего восстают все их чувства.


Боль вредна. Представление, будто боль облагораживает душу, нелепо. когда Ницше воспевает страдания, он напоминает лисицу из басни, потерявшую хвост.Его утверждение. что муки закаляют характер. сводится в сущности к жажде мести.Страдалец принимает за закалённый характер то удовольствие, с каким причиняет ближним мучения, через которые прошёл сам.


Нет для мальчика бОльшего несчастья, чреватого для него самыми пагубными последствиями, чем нежная, любящая, опекающая мать.



Воображаемое удовольствие не бывает столь же ярким, как удовольствие, испытываемое на самом деле.


Мы часто слышим об облагораживающем воздействии труда. Однако в работе как таковой ничего благородного нет.Когда бушевали войны, труд презирался, а военная служба почиталась за доблесть.
Труд восхваляется, потому что он отдаляет человека от самого себя. Глупцы скучают, когда им нечем заняться.Для большинства работа - единственное спасение от тоски, но просто смешно лишь по этой причине называть труд облагораживающим.Праздность требует немало талантов и усилий - или же особого склада ума.


Возможно ли вообще человеку полностью приспособиться к обществу? Одни всегда будут слабыми, а другие - сильными. Физические потребности одного человека отличаются от потребностей другого.Всегда кто-то будет красивее прочих.Более одарённые будут получать бОльшее вознаграждение.Неудачники, как и прежде, будет завидовать удачливым.Людям никогда не удастся избежать старости.Не ощущая своего возраста, старцы будут цепляться за права молодости, покуда у них силой не вырвут эти привилегии.Отношения между полами всегда будут источником конфликтов. люди не меняются.


Для молодости и зрелости должны существовать отдельные законы.Обычно же законы устанавливаются людьми пожившими или стариками. пытающимися обуздать буйную молодость.Но ведь юность имеет право на разгул.


Альтруистические поступки совершаются по эгоистическим мотивам.


Никто не станет выступать против злоупотреблений, пока не испытает их вред на собственной шкуре.


Те идеалы, которые с детства внушаются молодому человеку,те сказки и мечты, делают его непригодным для взрослой жизни. В итоге. он отчаянно несчастлив, пока его иллюзии не рассыплются в прах.


Вождями становятся не философы, а люди с непоколебимыми взглядами, предрассудками и пристрастиями. Философы утешаются мыслью, что у них нет ни малейшего желания веси за собой подлую чернь.


Нашим представлениям о святости домашнего очага мы обязаны евреям. Именно в семье находили они покой и отдохновение от сумятицы окружавшего их мира. То было их единственное прибежище, и они любили его. У древних греков, похоже. семейной жизни не было вовсе.Никто никогда не упрекал их в привязанности к домашнему очагу.Они считали мир полем боя, шум битвы, победные клики и даже стоны побеждённых казались им музыкой.


Читатели и не подозревают, что текст, на чтение которого у них уходит полчала или пять минут, автор писал кровью своего сердца.


По книгам, которые человек читает, можно многое о нём узнать.В той жизни, что выпадает на долю большинству людей, утолить жажду приключений едва ли удаётся каким-либо иным способом. кроме чтения.За книгами человек способен прожить несколько вымышленных жизней, более отвечающих его настоящей природе, чем реальная жизнь, навязанная ему обстоятельствами.


Какие же подлости и жестокости способен творить человек из любви к Богу!


Каждый поступок непоправим - вот отчего жизнь так трудна.Любой поступок совершается раз и навсегда, любая ошибка неисправима.Избранный путь оказывается настолько неверным, что целые годы пропадают втуне.


По отношению к самому себе человек полностью свободен, и нет такой силы, которая могла бы им повелевать".



СОМЕРСЕТ МОЭМ.








Другие статьи в литературном дневнике: