Жил-был художник один...Итак, ГЛАВА 1 "ОН БЫЛ БЕДНЫМ И БОЛЬНЫМ" То, что он будет художником, мальчик решил еще в 12 лет. И сразу получил взбучку от отца: таможенный чиновник желал видеть в сыне солидного, обеспеченного человека, а не шалопая. Их отношения, и без того холодные, совсем ухудшились. Конфликт сына и отца прекратился через год под Рождество в связи с внезапной смертью главы семейства. Мальчик его сильно не оплакивал. Получив в качестве пенсии 80 процентов доходов покойного, семья продолжала жить тихо и спокойно. В следующем году мальчика перевели в школу в маленьком городке Штейр в 25 километрах от дома. Мать надеялась, что он начнет учиться, но вместо уроков мальчику пришлось бороться с одиночеством. Ему было 15 лет, он не знал никого из соучеников и был ужасно несчастлив. Экономка пансиона вспоминала, что он был тише и вежливее остальных ребят, много времени проводил за книгами и рисованием. Через полгода контакт с ребятами наладился, но оценки по-прежнему были слабыми. В июне 1905 года, мальчик вернулся домой после окончания неполной средней школы, и тут у него случился внезапный приступ. Доктор констатировал кровоизлияние в легкое и сказал, что шансов на выздоровление нет. Но мать, уже потерявшая двух сыновей, решила не сдаваться. Она окружила сына заботой, каждое утро будила его стаканом горячего молока. К осени болезнь стала отступать, но для школы парень был еще слаб. Поэтому диплом о среднем образовании он так и не получил. ГЛАВА 2 "МЕЧТЫ" В это время он встретил и подружился с Августом Кузибеком, ставшим его лучшим другом на ближайшие несколько лет. Они познакомились в опере, куда часто приходили заранее, чтобы занять места у колонн, поскольку на билеты денег не было. Кузибек был сыном успешного обойщика мебели, он играл на фортепьяно, скрипке и трубе, изучал теорию музыки и видел себя в будущем великим человеком.
Столица встретила его разочарованием - экзамены он провалил. Старый профессор, еврей по национальности, сказал, что в искусстве ему делать нечего. Тот факт, что из 113 абитуриентов зачислили только 28, его не утешил. Он бродил неделю по Вене, не решаясь вернуться домой. Приехав к матери, он от врача узнал, что ее дни сочтены. 21 декабря матери художника не стало. Он сидел у рождественской елки и плакал, всю свою жизнь он потом будет ненавидеть Рождество. Оставшись сиротой, он решает вновь ехать в Вену и поступать вторично в академию. К нему присоединяется его верный друг Кузибек, мечтающий поступать в консерваторию.
В Академии его вновь ждет отказ, правда преподаватель (уже другой!), говорит, что он может попробовать себя в архитектуре. Но для поступления на архитектурный факультет, где к тому же экзамены уже закончены, нужен диплом об образовании, которого у юноши нет. Двери академии вторично захлопываются у него перед носом. Возвращаться ему некуда. Кубизек предложил ему помощь, но получил резкий и решительный отказ, их отношения дали трещину. Наследство отца потихоньку таяло. К осени он сменил квартиру на более дешевую, к середине сентября распродал свои вещи, включая эскизы и единственное пальто. Весь доход составляли 25 крон, которые он получал, как сирота. В ноябре, пока деньги еще оставались, он ночевал в дешевых комнатах на окраине и мылся в муниципальных банях. Но через время деньги кончились. Он пробовал просить милостыню, но первый же прохожий избил его тростью. С последними ГЛАВА 5. "ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН" Он купил себе пальто, а в глазах вновь загорелся азарт. Художник решил, что сможет жить своим талантом, как уличный живописец. В Вену приезжает много туристов, с удовольствием раскупающих виды города. Многочисленные кафе тоже могут заказывать пейзажи для своих клиентов. Ханиш вызывается быть продавцом его картин и даже договаривается в одной из мастерских об оформлении зала для продаж. Так наш герой становится работающим художником. Писал он днем, обычно в кафе, вечером возвращался в ночлежку. Вскоре дела пошли в гору, и он снял жилье в мужском общежитии Маннергейм. К Пасхе 1910 года они с Ханишем зарабатывали по 40 крон за один заказ. С приближением туристического сезона, Ханиш распродавал все, что приятель написал и ругал его постоянно за то, что тот медленно работает. Вскоре друзья поссорились - Ханиш, продав картину, не вернул за нее деньги, пропив их. Художник уже считает себя мастером и не нуждается в личном продавце своих картин, его виды Вены ему уже давно заказывают художественные салоны. В межсезонье художник рисовал вывески, рекламу пудры, гуталина и нижнего белья. ГЛАВА 6 "В МЮНХЕН!" Так прошло три года. 24 мая 1913 года, вскоре после своего 24-го дня рождения, он собирает вещи и покупает билет в один конец до Мюнхена. Там он снимает комнату в нескольких кварталах от вокзала. Его дом располагался в конце артистической колонии и рядом с университетом. Район был напичкан студиями, художественными и книжными салонами, арт-кафе, где собиралась богема и студенты, мечтавшие, как и он, о славе и успехе. Хозяином его дома был портной Йозеф Попп. Эта была вдвойне удачная сделка: портной приобрел тихого жильца, а художник - возможность хорошо одеваться с большой скидкой. Дела его шли хорошо: он зарабатывал больше 100 марок в месяц, тратя в день не более одной марки. Его темой вновь становится город и пейзажи вокруг него.
АДОЛЬФ ГИТЛЕР. Впереди у него будет фронт, два креста, "пивной путч", ночь длинных ножей и вторая мировая война. Мир был жесток к художнику. И художник Адольф Гитлер стал фюрером и залил мир кровью. P.S. Отделять автора от его произведений непросто, зная, что автор - один из величайших палачей в мировой истории. Те, кто рассматривает эти картины, не зная их автора, отзываются о них хорошо. Художественный критик Даг Харни писал: "В городский пейзажах Гитлера имеется определенный шарм, какое-то спокойствие и смирение, столь несвойственное его личности. Его работы выполнены с мастерством и энергией, и, обернись его судьба по-другому, он мог бы сделать весьма успешную художественную карьеру"
© Copyright: Алла Бур, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|