Запись от 11 января 2017 года

Виталий Демешко: литературный дневник

Хотелось бы немного вспомнить о Жюле Верне сегодня. Впервые я прочитал его роман "Пятнадцатилетний капитан", и оказался в полном восторге. Ещё большую радость мне принёс замечательный фильм С. Говорухина "В поисках капитана Гранта" (это было в 1989 г.), который вдохновил меня на путешествия, и показал, как работал великий французский писатель, какой он вёл образ жизни, с какими проблемами сталкивался. Разумеется, я подражал ему в сюжетах ранних произведений, в частности, сумел осилить написание довольно большой повести о завоевании европейцами Северной Америки. В конце концов, я решил прочитать все произведения Жюля Верна - всего их написано и издано 65, плюс повести и рассказы, а так же три тома истории географических открытий. Конечно, я не смог до сих пор это полностью выполнить, но то. что прочитал намного больше половины - это точно.


Года полтора назад я прочитал роман "Агентство Томпсон и К", изданный уже после смерти писателя. Меня весьма впечатлило описание им туристского бизнеса конца 19 в. Начинается роман с рекламной акции двух турагентств, которые борются за клиентов, сбрасывая цены (демпингуют, если сказать современным языком). Затем автор рассказывает о самой турпоездке, в которой туристы переполняются разочарованием,видя, как представитель турфирмы гонится за прибылью, экономя буквально на всём.

В чём гений Жюля Верна лично для меня?
Первое - это феноменальная эрудиция. Да, он сам путешествовал мало, но в его романах содержится такой мощный историко-географический пласт, что читатели были искренне убеждены в том, что их пишет выдающийся географ и путешественник.
Второе - это колоссальная трудоспособность. Он работал с 6 утра до полудня ежедневно, и, по настроению, в иное время суток. Например известнейший роман "Вокруг света за 80 дней" он написал "в свободное время".
Третье - это создание целого мира - мира героев и событий, изобретений и открытий. Да, он пользовался клише (в его романах существенен фактор мести, часто герои разгадывают зашифрованные послания и т.п.), но всё же созданный им стиль литературы уникален, и несмотря на многочисленных подражателей в целом хорошо узнаваем. В частности, заметно, что роман "Тайна Вильгельма Шторица" написан не им, а скорее всего сыном, а вот "Россказни Жана-Мари Кабидулена", который иногда считают несамостоятельным, по-моему, написан им от начала до конца. Лишь однажды он пытался сменить "формат" жанра, написав весьма странное произведение - "волшебную сказку", как он называл, "Приключения семьи Ратон". Однако читатели её не восприняли, и после этого он до конца жизни продолжал творить в привычном амплуа.


Удивительно, но он всё же написал короткое произведение о вселенской катастрофе, уничтожившей Землю - повесть "Вечный Адам", изданную в сборнике "Вчера и завтра" в 1910 г. (через 5 лет после смерти самого Ж.Верна). Хотя, кто знает, может и это не его произведение?



Другие статьи в литературном дневнике: