***

Виктор Меркушев: литературный дневник

Для художника очень важно иметь личное, субъективное восприятие увиденного. Такая банальная фраза, но только отображение своего внутреннего видения и создаёт сюжеты и мотивы, которые могут быть интересны зрителю. Механизм такого выражения сокрыт в неспешном, рассудочном освоении впечатлений и наблюдений натуры. Нельзя быть ведомым исключительно «ветром вдохновения», предаваясь лишь восторженности первого, беглого взгляда. Как-то Пушкин, в споре с Кюхельбекером высказывает такую мысль, справедливую не только для литературного творчества, но и для творчества вообще: «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство… вдохновение же есть расположение души к живейшему приятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных». Пушкин никак не расшифровывает свою фразу, но это и понятно – «соображение» и «объяснение» у каждого человека своё, только следует отобрать из этого материала всё наиболее значительное, а вдохновение лишь помогает решить эту задачу. Если рассмотреть, к примеру, всего лишь цветные пятна в выбранном натурном мотиве и рассмотреть их во всём многообразии вызываемых ими ассоциаций, включая психологические моменты, то обнаружится много всего такого, чего никогда бы не пришло в голову при отвлечённом, скользящем взгляде на натуру. Далее следует задача, как донести эти сложные, подчас противоречивые звучания до зрителя, как сфокусировать их в одну мощную эмоциональную волну, поглощающую его внимание и заставляющую его сосредоточиться на увиденном. Это непростая задача, но её необходимо всякий раз держать в своём сознании, помнить о ней и по возможности решать в любом, даже самом беглом наброске.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.10.2009. ***
  • 25.10.2009. ***
  • 21.10.2009. ***